Для спасения блокадного города и помощи фронту. Дорога жизни
Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея чрезвычайная и грандиозная. Создание такой инфраструктуры в условиях военного времени, в 12-15 километрах от позиций врага, казалось невозможным. Тем более, что самое крупное озеро в Европе отличается капризным и переменчивым нравом. И все же 22 ноября 1941 года по льду Ладоги прошли грузовики и доставили первые тонны муки в осажденный город. Ледовая дорога жизни – официально Военно-автомобильная дорога № 101 – начала действовать.
Мемориал «Разорванное кольцо» на 40 км Дороги жизни. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0
Уже через два с половиной месяца после начала Великой Отечественной войны войска Германии и Финляндии окружили Ленинград. С 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта: 8 -я, 23 -я, 42-я и 55 -я армии, корабли Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады осталось гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах.
Для снабжения города требовалось обустроить доставку грузов либо при помощи авиации, либо по водному пути — через Ладожское озеро. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог удовлетворить потребности в столь масштабных перевозках. Началось освоение водного маршрута.
Приказ №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро»был подписан командующим Ленинградского фронта 19 ноября 1941 года. Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта. Дорога с суточным грузооборотом в 4000 тонн должна была пройти по маршруту мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Обустройство трассы, строительство инфраструктуры должно было идти параллельно с запуском ледовой дороги.
19 ноября из Коккорево отправился конно-санный обоз из 350 упряжек. 21 ноября он доставил в Осиновец 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах возчики выгружали мешки с мукой из саней на лед, проводили упряжки порожняком, муку переносили на руках и снова загружали в сани.
22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.
Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 граммов хлеба. Но даже для сохранения этих норм городу требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немногим более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 и к концу месяца уже около 1000 тонн.
26 ноября ледовая дорога получила наименование Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101). Ледовая трассы находилась всего в 12–15 километрах от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой, обнаружить их было невозможно. Водителям рекомендовалось стоять на подножках машины, чтобы успеть спрыгнуть на лед в случае затопления автомобиля.
У Дороги жизни много составляющих: авиамост с Большой землей и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации; Северо-Западное речное пароходство, которое производило перевозки во время навигации, когда озеро не было покрыто льдом; это телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС — проходили эти кабели по дну Ладоги. Плюс трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом.
С января 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация жителей города на Большую землю. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни. В период навигации жителей эвакуировали из города на судах и баржах.
21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, о сооружении свайно-ледовой железной дороги нормальной и узкой колеи через Ладожское озеро. Строительство железной дороги развернулось в начале декабря 1942 года. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Однако, в связи с решением о строительстве по освобожденному во время прорыва блокады коридору железной дороги, названной впоследствии Дорогой Победы, работы по строительству железной дороги через Ладогу прекратились.
Поднятый со дна Ладожского озера ГАЗ-АА — «Полуторка». Основной автомобиль на перевозках по «дороге жизни». Фото: Wikimedia Commons / Александр Гурешов / CC BY-SA 4.0
Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие, Из города на Большую землю везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли в том числе танки КВ, которые в 1941 году изготавливали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, для уменьшения веса с танка снимали башню, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях. Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия, вывозили в тыл оборудование и ценности, которые не успели эвакуировать до блокады.
Подходы к Дороге жизни со стороны Кобоны защищала 1-я стрелковая дивизия НКВД, до 8 сентября оборонявшая Шлиссельбург, со стороны Осиновца — 20-я дивизия НКВД, которая в октябре 1941 года сражалась на «Невском пятачке». Были подтянуты подразделения моряков, часть моряков-артиллеристов перевели в сухопутные части для обслуживания артиллерийских и зенитных батарей, установленных вдоль трассы. Саперы минировали подходы со стороны Шлиссельбурга. Дорогу жизни прикрывала авиация Ленинградского фронта.
На ВАД-101 работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. За первую зиму работы ледовой трассы милиция выявила 589 бесцельных простоев машин. Борясь с хищениями на Дороге жизни, к концу марта 1942 года милиция изъяла у преступников 33,4 тонны продуктов, в том числе 23 тонны муки. К уголовной ответственности были привлечены 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. Были также факты, когда шоферов привлекали за то, что они брали деньги и ценности у эвакуируемых из Ленинграда людей.
Ледовая трасса прекратила действовать 31 марта 1943 года, однако водная Дорога жизни действовала еще всю навигацию 1943 года. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов, в первую очередь продовольствия. За это же время из города было эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии