Дилижанс сквозь границы: история маршрута Петербург–Выборг

На фотографии конца XIX века — один из дилижансов, которые курсировали между Петербургом и Выборгом. Это транспортное сообщение продолжало действовать, несмотря на то что до Выборга с 1870 года уже можно было добраться по железной дороге. А пока ее не было, единственным сухопутным путем, связывавшим эти города, был Выборгский тракт — он проходил примерно там же, где сегодня современное Старо-Выборгское шоссе.

Дилижанс сквозь границы: история маршрута Петербург–Выборг | Снимок был сделан близ Сайменского канала в местечке Раттиярви — ныне это поселок Цветочное в Выборгском районе Ленинградской области./Репродукция автора

Снимок был сделан близ Сайменского канала в местечке Раттиярви — ныне это поселок Цветочное в Выборгском районе Ленинградской области./Репродукция автора

В начале XIX века путь между Петербургом и Выборгом занимал не меньше двух дней. Вдоль тракта располагались почтовые станции и постоялые дворы. Они зачастую были в плачевном состоянии, что, как отмечают историки, объяснялось бедностью этой территории. Местное население не могло полностью содержать дороги и станции, а чиновники не прилагали больших усилий для улучшения ситуации.

Дилижанс между городами начал курсировать в декабре 1866 года. Согласно данным краеведа Дмитрия Семенова, он отправлялся каждый день в восемь часов утра. В дилижансе были открытые и закрытые места. Билет на открытое место стоил три рубля, на закрытое — пять. В Выборге билет можно было приобрести в почтовой конторе, в Петербурге их продавала контора «Нарв­ский дилижанс», которая находилась близ Обуховского моста через Фонтанку в ресторане «Серафина».

Время в пути составляло четырнадцать часов, лошадей меняли четыре раза, последний раз в деревне Линтула (ныне — Огоньки в Выборгском районе). На территории Великого княжества Финляндского в дилижанс запрягали частных лошадей, на территории России — казенных.

С конца XIX века путь до Выборга стал пользоваться все большей популярностью, поскольку петербургские дачники стали активно осваивать северный берег Финского залива и живописные места Карельского перешейка. За Белоостровом начиналась территория Великого княжества Финляндского, которое в то время входило в состав Российской империи. Там дачников подстерегало немало хлопот, ведь Россия и Финляндия были разделены таможенной границей. К ввозу в Финляндию были запрещены, в частности, водка и спирт, а вино, сахар, сладости, табак, чай и игральные карты подлежали оплате таможенной пошлиной.

На велосипеды, ружья, швейные машинки, фотоаппараты, музыкальные инструменты и другие подобные предметы иностранного производства требовалось запастись в русской таможне свидетельством, что они вывезены из России. В противном случае на обратном пути в империю могли потребовать оплату пошлины. Таможенники пресекали тайный провоз оружия в Россию, пытались не допустить в столицу революционные элементы, которые часто укрывались в Финляндии. Иногда пассажиров без всяких на то причин приглашали для обыска в жандармскую комнату. При этом дачникам не нужно было никакого заграничного паспорта для проезда на территорию Финляндии.

Великое княжество Финляндское имело свою денежную единицу, поэтому русские деньги приходилось менять на финские марки. Также надо было помнить, что на территории Финляндии действовал григорианский календарь, отличавшийся на 13 дней от принятого в ту пору в России юлианского: 1 июля в Петербурге, к примеру, соответствовало 14 июля в Финляндии. Кроме того, финское время отставало от петербургского на 20 минут: когда в Петербурге был полдень, в Выборге было еще без двадцати двенадцать.

Читайте также:

Возрождённая святыня: история церкви Иоанна Предтечи на Малышевой горе

Особняк торговца «тряпьём»: скрытая жемчужина среди рядовой застройки Петербурга


#история #транспорт #маршрут

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7982) от 01.09.2025 под заголовком «Дилижанс до Выборга».


Комментарии