Девичьи гарнизоны

«Бессмертный Ленинград» - так называется музейная экспозиция, которая открылась в гимназии № 295 Фрунзенского района на Софийской ул., 42. «Пока только экспозиция, еще не музей. Мы еще совсем юные», - уточняет заместитель директора по воспитательной работе гимназии Ирина Кротова.

Девичьи гарнизоны | Бойцы 293-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона КаУРа. <br>ФОТО АВТОРА

Бойцы 293-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона КаУРа.
ФОТО АВТОРА

Многое здесь сделано руками ребят. Макет блокадного Ленинграда - так, каким дети представляют его себе по фотографиям, кадрам кинохроники и фильмам. Улицы, перегороженные противотанковыми ежами, замерший трамвай, обгоревшие дома с выбитыми стеклами... Рядом - макет дота в разрезе. Он действующий: нажимаешь на кнопку - пушка, установленная в доте, «стреляет»... Еще один макет - танк, спрятанный в капонире...

Для погружения в эпоху поисковое объединение «Святой Георгий» предоставило в музей реликвии, найденные во время поисковых работ на Невском пятачке. Саперная лопатка, штык, каски, ящик для пулеметных лент, солдатские кружки, смертные медальоны... В другой витрине - подлинные, тоже копаные немецкие листовки, призывавшие красноармейцев переходить на сторону вермахта. Отдельная витрина посвящена блокадному Ленинграду. Продуктовые карточки, 125 граммов, изготовленные по блокадным рецептам 1942 года...

- Здесь у нас уже проходят школьные занятия. Самое главное - мы пытаемся заинтересовать ребят летописью их собственной семьи. На наш взгляд, это самый действенный способ приобщить их к истории - через чувство сопричастности, - говорит педагог-организатор гимназии Алла Смирнова.

Один из юных экскурсоводов с гордостью рассказывает про свою прабабушку Евгению Ершову, которая была бойцом 293-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона на Карельском укрепрайоне (сокращенно - КаУР). Она служила телефонисткой и радисткой в роте связи, а непосредственно была в гарнизоне дота «Измаил».

- Ей тогда было двадцать два года. Прабабушка совсем немного мне рассказывала о войне. Говорила, что там была очень суровая дисциплина. В нашей семье сохранилась ее военная записная книжка, в ней записаны стихи и песни, которые бойцы пели на передовой. Теперь эта книжка тоже в нашем музее, - поясняет школьник.

Я поинтересовался у него, бывал ли он у того самого дота «Измаил», где служила его прабабушка. Оказалось, нет, да и вообще он не очень представляет, где это место находится... Что же, пусть будет ему домашнее задание. В Интернете информацию удалось найти буквально за считанные минуты: дот «Измаил» никуда не исчез. Просто теперь он оказался на одном из участков посреди садоводства «Заозерное», что возле Выборгского шоссе.

Такова, кстати, судьба большинства объектов КаУРа, «разбросанных» ныне по лесам и садоводствам. По словам активиста клуба истории и фортификации Алексея Шварева, юридически из 227 дотов и сооружений КаУРа только четыре признаны памятниками. Остальных как будто бы не существует...

Между тем на эту оборонительную линию, защищавшую город с севера от финских войск, с началом блокады прибыло около двух тысяч женщин из Ленинграда и пригородов. Они работали поварами, санитарками, санинструкторами, фельдшерами, связистами, радистами и даже находились в боевых расчетах. Некоторые доты вообще имели полностью женский гарнизон. Точнее их было бы назвать «девичьими» - их защитницам было от 18 до 23 лет.

Актер Ленинградского театра музкомедии Анатолий Королькевич, выезжавший с концертами на фронт, вспоминал, как в июне 1942 года ему довелось выступать в таком «девичьем» доте на переднем крае КаУРа. Там были пять девушек. Покинуть свой пост они не могли, и концерт прошел прямо в доте. Причем репертуар был исполнен дважды: в первый раз зрительницами были три девушки, остальные продолжали стоять у амбразур и наблюдать в оптические приборы. Затем они сменились, и концерт продолжился...

Впрочем, чтобы увидеть доты военного времени, ребятам совсем не обязательно ехать далеко на бывший КаУР. В том же Фрунзенском районе, где расположена гимназия, со времен войны уцелело немало дотов оборонительного рубежа «Ижора», возведенного в 1943 году. Кстати, один них, числившийся под № 204, в районе нынешней улицы Димитрова в последние годы благодаря усилиям неравнодушных горожан стал народным музеем.

Что же касается музейной экспозиции в гимназии, то собирали ее не только школьники и педагоги. Реликвиями из семейного архива поделился руководитель музея «Князь Александр Невский» (он создан в Рыбацком) Андрей Вершинин.

- Мой дед Иван Васильевич Вершинин защищал Ленинград, служил в 1-м флотском экипаже. Особо он ничего мне не рассказывал - в те времена фронтовики вообще очень неохотно говорили о войне. А бабушка служила на Ладоге в ЭПРОНе (Экспедиции подводных работ особого назначения. - Ред.). Их служба доставала продукты с затопленных барж и судов. Был у них в команде водолаз, с которым однажды произошел такой случай: он опустился на баржу и сразу же дергает: мол, поднимайте наверх. Снимает шлем - а волосы все седые. Оказалось, что весь трюм потопленной баржи был полон телами эвакуированных стариков, женщин, детей...

#«Бессмертный Ленинград» #музейная экспозиция #гимназия № 295

Комментарии