Детство в эвакуации. Бывшие воспитанники Легаевского интерната рассказали о своих судьбах

Три региона - Петербург, Пермский край и Ярославскую область - объединил действующий уже больше года исследовательско-поисковый проект «Спасенное детство». Он посвящен судьбам ленинградских детей, воспитанников детского сада № 20 с улицы Декабристов, находившихся во время войны в эвакуации в деревне Легаевке близ города Чернушки Пермского края - тогдашней Молотовской области.

Детство в эвакуации. Бывшие воспитанники Легаевского интерната рассказали о своих судьбах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним, год назад эта история началась с того, что в архиве школы № 5 города Чернушки исследователи обратили внимание на сохранившиеся со времен войны рисунки и письма эвакуированных ленинградских детей. Историю стали раскручивать воспитанники историко-краеведческого клуба «Петрополь» Аничкова дворца. Они обратились к архивам, побывали в Чернушках, где местные школьники тоже занялись исследовательской работой.

В Петербурге удалось найти ныне здравствующих бывших воспитанников Легаевского интерната, которых и пригласили в Аничков дворец на «встречу поколений». Их воспоминания о тех днях довольно скупые - все-таки они были еще очень маленькими и память сохранила лишь обрывки. Про большой деревянный двухэтажный дом, где помещался интернат, белую печь на первом этаже, сугробы в рост, весеннюю распутицу... И про то, как припекало солнце, когда в июле 1945 года пермяки провожали ребят в Ленинград.

Но прежде всего они говорили о своих воспитателях, окруживших их заботой и любовью. Ни одного ребенка не потеряли в Легаевке за время войны! По словам Риммы Ефимовны Каленовой (Князюк), каждую из воспитателей называли в интернате по-своему ласково. К примеру, воспитателя старших групп Александру Трещалову звали «бабуля Саша», хотя и немного побаивались: она казалась очень строгой.

Добрым словом вспоминали и директора Легаевского интерната Евгению Скотникову. Кстати, именно она сохранила рисунки и стихи своих подопечных. Перед возвращением в Ленинград она оставила их директору Таушинского детского дома, а та передала их в музей школы № 5 города Чернушки.

Впрочем, путь в Легаевку для воспитанников детского сада № 20 был долгим. Сначала, сразу же после начала войны, их эвакуировали в деревню Лукино Ярославской области. Когда расположенную рядом станцию Некоуз стали бомбить, взрослым стало понятно, что надо увозить детей дальше в глубь страны.

- Помню, как однажды, сидя в доме, мы со страхом смотрели вверх, там что-то страшно гудело, и мы стали прятаться кто куда - кто под стол, кто бросился к взрослым под юбку, - вспоминает Валентина Васильевна Николайченкова (Шманцер).

За Валей приехал мамин брат: он забрал ее из Ярославской области и вернул в Ленинград. Большинство же детсадовцев организованно повезли в Пермский край, куда они после долгой дороги прибыли поздней осенью, когда уже стояли морозы. Валентина «воссоединилась» с детским садом на исходе первой блокадной зимы.

Не все ленинградцы, эвакуированные в Пермский край, после окончания войны вернулись домой. Родители Людмилы Трубниковой (Щегловой) в 1942 году погибли в осажденном Ленинграде, девочка осталась в детском доме в деревне Тауш. Стала педагогом, долгие годы возглавляла Таушинский детский дом...

«Петропольцы» обо многом расспросили ее, а потом выполнили ее просьбу: на Пискаревском мемориале вместе с цветами положили горсть земли из Пермского края на братскую могилу 1942 года, где похоронены ее родители, - от имени всех жителей блокадного Ленинграда, которые не смогли после войны вернуться на родину.

В ходе проекта «Спасенное детство» по всем адресам Чернушинского района Пермского края, где осенью 1941 года обрели приют более двух тысяч эвакуированных детей, - в основном из Ленинграда и Подмосковья, были установлены информационные знаки. А таких адресов - больше двух десятков!

- Немного неловко, что нас теперь чествуют как каких-то героев. Мы не совершили ничего выдающегося, - подвел итоги встречи бывший воспитанник Легаевского интерната Исаак Фарберов. - Мы были самыми обычными детьми, которых взрослые спасали от ужасов войны.

#блокада Ленинграда #Великая Отечественная война #память #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6537) от 02.10.2019 под заголовком «Горсть земли на Пискаревку».


Комментарии