Детские рассказы о войне

Считаю, что мне в свое время посчастливилось: замечательного скульптора, художника, писателя Виктора Сергеевича Новикова мне довелось знать лично. Бывать в его мастерской на набережной Смоленки, у него дома в Лисьем Носу... Он всегда был необычайно открыт, доступен и прост в общении. Виктора Сергеевича нет уже почти четыре года, и вот впервые после его ухода из жизни проводится выставка его работ. Площадкой стал Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке.

Детские рассказы о войне | Виктор Новиков в своей мастерской на набережной реки Смоленки. Справа - модель памятника защитникам Малой Дороги жизни, над которым скульптор работал последние годы жизни. Фото 2013 г. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Виктор Новиков в своей мастерской на набережной реки Смоленки. Справа - модель памятника защитникам Малой Дороги жизни, над которым скульптор работал последние годы жизни. Фото 2013 г. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Понятно, почему именно здесь: блокадная тема была одной из ведущих в творчестве Виктора Новикова. Правда, как он сам признавался, работать над ней он начал не сразу: «Видимо, должно было пройти какое-то время, чтобы что-то отстоялось». Только спустя несколько десятилетий после войны он обратился к своим военным воспоминаниям.

Всю блокаду он провел в родном Лисьем Носу. Войну встретил двенадцатилетним мальчишкой. Проводив отца, старших братьев и сестру на фронт, остался главным в семье, трудился за «рабочую карточку», помогая больной матери, под обстрелами ловил для красноармейцев рыбу в Финском заливе, хоронил сверстников, соседей, учился в местной школе, пешком ходил в Ленинград.

Серию скульптурных и графических работ Виктора Сергеевича Новикова искусствоведы уже давно назвали «блокадной сюитой». Для выставки отобрали тридцать графических работ. Есть среди них сюжеты достаточно традиционные: «На Неву за водой», «Женщины под бомбежкой», «Над городом», а есть и такие, в которых отражена специфика военного быта в Лисьем Носу. Бронепоезд, курсировавший по железнодорожной ветке вдоль Финского залива, минное поле между Ольгином и Лисьим Носом... Священник местной Владимирской церкви, у стен храма благославляющий танкистов, направляющихся на фронт. Вид со стороны залива на Кронштадт, на который движется зловещая армада вражеских самолетов...

- Поражает удивительная прозрачность, легкость его графики, несмотря на изображение печальных, трагических сюжетов, - говорит директор музея Елена Лезик. - Мы назвали выставку «Блокада снится мне...», использовав название книги Виктора Новикова о его детстве. Правда, там эта фраза оканчивалась словом «ночами». Мы его убрали, поскольку нам показалось, что его воспоминания хотя и трагические, но окрашены довольно светлыми тонами.

Добавим, они полны еще и теплоты, и нежности к матери, к погибшему от голода другу Сереже Канцыреву, к соседям по Лисьему Носу, случайным солдатам, учителю, раненой лошади, которую он втайне от всех выхаживал в лесу...

В 1960 - 1980-е годы Виктор Новиков занимался монументальной скульптурой, посвященной Великой Отечественной войне. Затем у него возникла потребность воплощать свои мысли и чувства в станковой скульптуре. На выставке представлено его четыре работы - «Обстрел на Невском», «Смерть художника», «На крышах Ленинграда» и «Весна 1942 г.». Они изначально не задумывались как модели для масштабных монументов.

Два произведения - из фонда музея, два предоставили родные. Именно они сегодня хранят в Лисьем Носу наследие мастера. По словам музейщиков, эта семья может служить примером, образцом отношения к наследию отца.

Мечтой последних лет жизни Виктора Сергеевича было создание памятника в Лисьем Носу, посвященного защитникам Малой Дороги жизни, которая до сих пор остается малоизвестной страницей ленинградской блокады. Но ее хорошо помнят те, кто пережил блокаду в Кронштадте и на Ораниенбаумском плацдарме. Для них это была их единственная связь с Ленинградом, со всей страной. И проходила дорога именно через Лисий Нос.

Памятник был установлен в поселке уже после ухода Виктора Новикова из жизни - в мае 2015 года. На гранитном постаменте - фигура солдата с фонарем в руках, причем монумент развернут так, что символический свет простирается как раз в направлении Малой Дороги жизни...

Казалось бы, скульптура и графика Новикова свидетельствуют сами за себя. Но выставка в Музее обороны еще и «говорит». Из стилизованного радиоприемника - памятной многим ленинградцам «черной тарелки» - звучат блокадные рассказы Виктора Сергеевича в исполнении нынешних юных жителей Лисьего Носа. Сейчас им приблизительно столько же лет, сколько было самому Виктору Новикову во время войны.

#Виктор Новиков #скульптор #график

Комментарии