Охота на генерал-адъютанта. История дерзкого покушения на шефа жандармов
«13-го сего марта, в 1 час пополудни, шеф жандармов генерал-адъютант Дрентельн проезжал в карете по Лебяжьему шоссе, вдоль Летнего сада, следуя от своей квартиры к Зимнему дворцу на заседание Комитета министров. На середине шоссе с каретой поравнялся с левой стороны молодой человек верхом и продолжал некоторое, впрочем, очень короткое, время держаться рядом с каретой», - начинал «Петербургский листок» в номере от 14 марта 1879 года повествование о дерзком покушении в центре российской столицы.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Через мгновение всадник рванул вперед, обернулся и выстрелил в шефа жандармов из револьвера. «Пуля попала в правое переднее окно кареты и прошла наискось в окно правой же дверцы навылет, разбив стекла в обоих окнах», - приводила баллистические подробности газета. Генерал не пострадал. Лошадь стрелка с силой рванулась вперед, прогремел второй выстрел, снова мимо. Всадник повернул скакуна и пустился наутек.
Журналист удивлялся выбору места покушения: «Местность эта совершенно открыта и, по-видимому, не могла способствовать замыслу дерзкого убийцы». Тем более что параллельно с Марсовым полем на всем пространстве шоссе десятки рабочих были заняты очисткой рельсов конно-железной дороги. Иными словами, свидетелей было предостаточно. «Рабочие, выскочившие на дорогу с лопатами и пытавшиеся остановить бешено скачущего всадника, едва не были им раздавлены», - продолжал газетчик.
Александр Романович Дрентельн, имевший за плечами боевой опыт Русско-турецкой войны, был не робкого десятка. И теперь он не спасовал, решил догнать и лично задержать террориста - тем более что всем было памятно убийство прежнего шефа жандармов, Н. В. Мезенцова, совершенное в Петербурге в августе 1878 года. Кучер погнал вслед за стрелком, ускользавшим на темно-гнедом скакуне.
Тот, галопом пролетев по набережной вдоль Летнего сада, свернул на Гагаринскую улицу и исчез из поля зрения. Однако погоня продолжилась, и на углу Воскресенского проспекта (ныне пр. Чернышевского) и Захарьевской улицы карета шефа жандармов поравнялась с городовым, который уже держал в поводу лошадь злоумышленника. Оказалось, что мчавшаяся на большой скорости лошадь споткнулась и упала, всадник бросил ее и «скрылся на извозчике». Разумеется, городовой не мог знать, что это террорист, несколькими минутами ранее пытавшийся застрелить генерала.
Расследование привело сыщиков к содержателю манежа на Моховой улице господину Штрассе. Он сообщил, что разыскиваемый молодой человек два месяца кряду упражнялся в верховой езде в его манеже, часто катался верхом по городу: было очевидно, что он «подготовлял себя к наездничеству», что, разумеется, не вызывало подозрений. В итоге он выбрал чистокровную английскую кобылу по кличке Лэди и купил ее за 300 рублей - как оказалось, за десять дней до покушения.
Террорист был схвачен спустя почти полгода в Таганроге. Это оказался Лев Филиппович Мирский. Будучи студентом Медико-хирургической академии, с 1877 года он втянулся в революционную борьбу, а покушение на шефа жандармов Дрентельна совершил с помощью организации «Народная воля». Мирский сам предложил убить генерала, на которого был обижен за запрет продолжить образование.
Террорист был приговорен к смертной казни, замененной бессрочными каторжными работами. Позже за примерное поведение был отправлен на поселение, однако во время событий 1905 - 1907 годов вновь втянулся в революционную деятельность, опять был приговорен к смерти, замененной каторгой, а затем поселением в Верхнеудинске (Улан-Удэ). Он получил свободу после Февральской революции 1917 года, но уезжать не стал и умер в 1920 году там же, где и жил.
Что же касается Дрентельна, то он оставался шефом жандармов до 1880 года, был удостоен наград, назначен Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором и командующим войсками Киевского военного округа. Его смерть 15 июля 1888 года оказалась совершенно неожиданной: на параде в Киеве по случаю празднования 900-летия крещения Руси его хватил удар, и он замертво упал с лошади.
Император Александр III в тот же день отправил вдове генерала телеграмму: «Потеря для вас и для нас незаменимая, лишившая меня одного из самых честнейших и благороднейших слуг Отечества». В 1889 году на месте смерти Дрентельна установили памятный знак, простоявший до 1919 года...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком « Дерзкое покушение у Летнего сада».
Комментарии