Державный вождь: история открытки с портретом Николая II

В столь необычном виде, в старинных доспехах и со щитом с двуглавым орлом, предстал Николай II на открытке, озаглавленной «Державный Вождь Святой Руси». Она была отпечатана в петроградской типографии «Унион» в 1915 году в пользу лазарета Русского общества деятелей печатного дела, находившегося под покровительством великого князя Константина Константиновича, того самого, известного многим поэта, скрывающегося под инициалами «К. Р.».

Державный вождь: история открытки с портретом Николая II | Николаю II были близки атрибуты и символы допетровской Руси в искусстве, обычаях и в политической жизни./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Николаю II были близки атрибуты и символы допетровской Руси в искусстве, обычаях и в политической жизни./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Обращение к документам Министерства императорского двора, хранящимся в Российском государственном историческом архиве, позволило не только уточнить обстоятельства выпуска открытки, но и определить ее автора. Как выяснилось, впервые это изображение появилось в одной из столичных газет.

В архивном деле за 1915 год хранятся его схематичный набросок и справка, составленная чиновниками ведомства. Из нее следует, что этот рисунок пером «изображает Его Императорское Величество в образе Родомысла (в славянской мифологии бог мудрости, храбрости и отваги. — Ред.), как был изображен император Александр I в 1812 году, но в доспехах воинских царя Михаила Федоровича». В июле 1914 года петербургская газета «Голос Руси» (ее издателями были депутаты Государственной думы, на ее выпуск правительство выделяло субсидии) попросила разрешения напечатать этот рисунок в одном из номеров..

Министр императорского двора В. Б. Фредерикс не решился самостоятельно одобрить изображение и 23 июля доложил о нем императору. Разрешение было получено, и 25 июля он был «дозволен» к выпуску.

Заметим, что рисунок был создан на пике обострения взаимоотношений Сербии и Австро-Венгрии, когда мир находился на грани войны. Но в газете он был опубликован 4 августа 1914 года, когда Первая мировая уже началась.

Автор рисунка — художник Андрей Андреевич Карелин, заведовавший художественным отделом газеты «Голос Руси». Он был выпускником Императорской академии художеств, много работал по заказам Министерства императорского двора, расписывал храмы, был одним из организаторов Нижегородского художественного и исторического музея.

В основу рисунка было положено изображение императора Александра I, созданное скульп­тором графом Ф. П. Толстым для первого медальона серии, посвященной событиям Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов. Эти медальоны, растиражированные в виде гипсовых отливок и с помощью литографий, получили в александровскую эпоху большую популярность. Как видим, не были они забыты и в начале ХХ века.

Каким образом рисунок с портретом Николая II в образе Родомысла оказался в распоряжении издателя открыток в пользу лазарета Русского общества деятелей печатного дела, установить пока не удалось. Выпуск открытого письма был осуществлен ровно год спустя после газетной публикации и, скорее всего, был приурочен к годовщине Первой мировой войны.

Кстати, «Державный Вождь Святой Руси» — не единственное произведение Карелина, изданное на открытках. Он был автором аллегорической картины «К празднованию 300‑летия царствования Дома Романовых», а также картины с изображением воцарения Михаила Федоровича Романова (вариант композиции находился в собрании М. Ф. Кшесинской и был утрачен после революции). Известны также посвященные Первой мировой войне карикатуры Карелина, которые печатались на открытках петроградского издательства Н. Н. Харитонова и А. А. Яковенко.

И, наконец, несколько слов о судьбе самого художника. После революции Андрей Карелин уехал в Новгород, где состоял профессором Института народного просвещения по кафедре истории искусств и эстетики, некоторое время жил в Эстонии. Затем вернулся в Петроград, где получил место старшего художника диатеки (хранилища диапозитивов) Центрального педагогического музея.

В 1925 году он был направлен Ленинградским высшим художественно-техническим институтом в Ашхабад — для изучения искусства Средней Азии и развития художественного дела в Туркмении. Он возглавил Туркмен­издат и практически с нуля создал Туркменский государственный краеведческий музей. Увы, в Ленинград ему было вернуться не суждено: в 1928 году он скоропостижно скончался.

Читайте также:

С точностью до наоборот. Как возрождалась система контроля за обществом в послереволюционной России

На запань встали добровольцы. Особое задание на реке Паше выполнили девушки


#история #Николай II #открытка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7817) от 20.12.2024 под заголовком «Император в образе Родомысла».


Комментарии