Деревня у Золотой реки

Внешне – деревня как деревня. В центре – типовые панельные пятиэтажки «позднесоветского» времени. Казенный двухэтажный кирпичный дом с табличкой: «Администрация муниципального образования Куземкинское сельское поселение». Рядом – еще одна надпись: «Отделение почтовой связи Большое Куземкино». Здесь же на первом этаже и музей.

Деревня у Золотой реки | Даже старая табличка с кладбища может стать экспонатом краеведческого уголка.<br>ФОТО АВТОРА

Даже старая табличка с кладбища может стать экспонатом краеведческого уголка.
ФОТО АВТОРА

– Краеведческий музей? Ну что вы, это громко сказано: у нас просто краеведческий уголок при библиотеке, – разводит руками Валентина Пилли, – работаем на общественных началах...

Деревня у впадения реки Мертвицы в Лугу существует уже четыре века. Однако мои ожидания увидеть в музее «осколки» древности не оправдались. Тем не менее о древних легендах Кургальского полуострова мне с удовольствием поведали. К примеру, о том, что в XIII веке русские, водские и ижорские отряды разгромили здесь ливонских рыцарей, грабивших и разорявших здешний край. И будто бы, убегая в Ливонию, рыцари утопили в Мертвице все награбленное золото. Недаром ее ижорское название – Куллон-йоки, что в переводе на русский означает «Золотая река».

– Деревня наша ижорская, а название – новгородское, от имени Куземка – Кузьма. И появилось оно, скорее всего, еще до шведского владычества, – поясняет Валентина Пилли.

...На музейных полках – главным образом артефакты минувшего ХХ века. За каждым из них – свой след в куземкинской истории. Сети, приспособление для ловли миноги – напоминание о том, что деревня издавна была рыбацкой. Рыбу коптили, мариновали, возили в Ямбург и в Петербург.

А вот и местная ижорская кожаная обувь. Безразмерная, годится на любую ногу, поскольку носили всей семьей. Рядом – модельные женские сапожки со шнуровкой. Ведь многие девушки из здешних мест работали в Нарве на мануфактуре и могли себе позволить городские «изыски»...

Свернутое и скромно стоящее в углу красное знамя (а почему бы не развернуть его гордо, как свидетельство былых заслуг?) – напоминание о советских временах. Совхоз «Прибрежный» был передовым, благодаря ему в 1970-х годах Куземкино превратилось в благоустроенный по меркам того времени поселок городского типа. Построили школу, стадион, детский сад, общественную баню...

На соседних полках – увесистые мобильные телефоны 1990-х годов. К куземкинской истории они прямого отношения не имеют, но эпоху отражают. А она была непростой для жителей деревни: в 1992-м заложили фундамент нового дома культуры, в 1994-м стали строить новую школу. Но обе стройки бросили – денег уже не было...

Национальные костюмы – свидетельство того, как в тех же 1990-х годах, после многих лет исторической «забывчивости», стали вспоминать о корнях. Когда-то ведь Куземкино считалось одной из самых больших ижорских деревень в Ямбургском уезде. Вместе с ижорами и русскими в деревне в мире и согласии жили ингерманландские финны и немцы...

– Когда я пришла работать в здешнюю библиотеку в 1966 году, здесь было немало людей, которые помнили царскую эпоху, революцию, Гражданскую войну, предвоенные времена. Порой они рассказывали о том, о чем я тогда вообще не имела понятия. По Куземкину прошло ведь несколько волн репрессий, многие пострадали ни за что, – говорит Валентина Пилли.

Другая беда случилась осенью 1943 года, во время оккупации: финнов и ижор, живших здесь, стали принудительно вывозить в Финляндию. Там они батрачили в местных хозяйствах, работали на фабриках и заводах. После войны многие пустились в обратный путь, но родина их не приняла: дескать, «политически неблагонадежны», а Куземкино относилось к погранзоне со строгим режимом. Кому-то удалось вернуться лишь в середине 1950-х годов, да и то с большими трудностями.

– А некоторые из местных жителей остались в Финляндии или перебрались в Швецию, – добавляет Пилли. – На чужбине они хранили национальные традиции, даже отмечали ижорские праздники. Вот оттуда, из Швеции, к нам в краеведческий уголок передали ижорский костюм. Увы, сегодня в Куземкине носителей ижорского языка почти не осталось...

Примет нынешней эпохи в музее практически нет, да и как их «изобразишь»? Бывший совхоз, ставший акционерным обществом, в прошлом году обанкротился. Теперь скотные дворы пустуют, работы нет. Весь мелкий бизнес в Куземкине – только торговые точки. Ближайшие рабочие места – в порту в Усть-Луге и на ивангородском заводе по производству электросистем для автомобилей. Но это все не ближний свет... И со школой проблема: само здание вполне пригодное, а учителей нет.

– В классах – по три-четыре человека. Первого и четвертого классов вообще нет, в девятом – двое. Учителя есть в большой школе в Краколье – туда каждый день два автобуса отвозят наших детей, – сетует руководитель краеведческого уголка.

А как хочется помечтать о том, какой процветающей могла бы стать деревня Куземкино! Тут ведь сама природа подсказывает: туризм – вот золотая жила. Лес, речки, недалеко Финский залив, и все это не испорчено цивилизацией. Уже сегодня некоторые молодые семьи берут участки земли и строят в Куземкине новые дома. А летом деревня и вовсе оживает: из города возвращаются «аборигены», приезжают дачники, чтобы беззаботно отдохнуть у Золотой реки...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5377) от 15.01.2015.


Комментарии