Демидовский лабиринт

На фоне соседних домов этот особняк кажется миниатюрным, но первое впечатление обманчиво. Подобно современным новостройкам, здание повышается в глубь двора. В нем было достаточно места для князей и богатейших купцов; сегодня же в вельможных покоях дают концерты...

Демидовский лабиринт | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одноэтажный дом на высоком подвале построили здесь еще в 1730-х годах. Как он тогда выглядел, можно судить по эскизу из коллекции голштинского дворянина Фридриха Вильгельма фон Берхгольца, сохранившемуся в национальном музее Стокгольма. В этом собрании практически все дома по Большой Морской представлены так, как они выглядели в 40-х годах XVIII века.

Берхгольц до 1746 года состоял в Петербурге на службе, занимаясь, в частности, воспитанием будущего наследника Петра III. Когда тот женился, Фридрих покинул Россию, каким-то образом прихватив с собой множество чертежей и рисунков российской столицы того времени. Коллекцию эту обнаружили в запасниках в Стокгольме лишь в 1958 году...

По декору тогдашний дом был весьма скромен, и в нем с трудом можно уловить сходство с дошедшим до наших дней особняком Демидова. Тем не менее основной объем сохранился с тех давних времен, пережив все реконструкции.

Первым владельцем называют коллежского асессора Петра Савелова. Когда его вдова продала дом в 1770-м, в судьбе здания наступили неспокойные годы. Владельцы не задерживались в доме дольше чем на пять лет. Среди сменявших друг друга в конце XVIII века хозяев особняка были люди примечательные - например, первооткрыватель «Слова о полку Игореве» Алексей Мусин-Пушкин и сын последнего гетмана Украины Петр Разумовский.

К началу XIX столетия владельцем становится купец Карл Гамбургер. При нем здание стали расширять, но без единого плана. «Дом наш уникальный: флигели строились вразнобой, поэтому здание получилось разноэтажным. Кроме того, дом разнообъемный: уровни первых и вторых этажей разных его частей не совпадают», - рассказала сотрудник правления Союза композиторов Татьяна Шмакова.

Работая в особняке, она всерьез увлеклась его историей, в которой еще есть что изучать. По ее словам, непривычному человеку хождение по зданию напоминает путешествие по лабиринту, в котором запросто можно заблудиться...

Несмотря на затеянные им перестройки, Гамбургер тоже квартировал в особняке недолго. После него здесь примерно на тридцать лет воцаряется Александра Хитрово, вдова действительного статского советника Захара Хитрово. Примечательно, что по имени их сына Николая Хитрово, благотворителя, выделявшего деньги на восстановление Москвы после пожара 1812 года, названа Хитровская площадь в столице. Сама же Александра Николаевна славилась набожностью, и при ней в особняке существовала домовая церковь Ахтырской Божией Матери.

В 1834 году, спустя несколько лет после смерти Александры Хитрово, ее дочь продала дом архитектору Огюсту Монферрану. Неудивительно, что зодчему приглянулся этот особнячок. Ведь его основное место работы - стройка Исаакиевского собора была отсюда всего в двух шагах. Архитектор уже представлял, как заживет здесь со своей возлюбленной французской актрисой Элизой Пик Дебоньер... Был готов и проект реконструкции будущего семейного гнездышка.

Но в итоге создавать в этих стенах уют Монферрану пришлось для других людей, хотя и не чужих ему. Архитектор неожиданно уступил особняк одному из богатейших людей России - горнопромышленнику Павлу Демидову. Может, тот решил таким образом деликатно поддержать нуждавшегося в деньгах Монферрана. А может, сам зодчий пожелал сделать олигарху подарок на свадьбу - тот как раз собрался жениться на светской львице Авроре Шернваль.

Монферран придал фасадам особняка почти тот вид, который мы можем лицезреть и поныне. Добавились колонны, а также открытая веранда, увенчанная скульптурами в античном стиле. На аттике разместились горельефы, объединенные темой покровительства сильных мира сего культуре, искусству, зодчеству, что намекает на дружбу Монферрана и Демидова. На одном из горельефов изображен Франциск I с умирающим Леонардо да Винчи, на другом - Микеланджело, демонстрирующий Папе Павлу III проект собора Святого Петра, на третьем - Карл V, подающий кисть Тициану.

Что же касается интерьеров особняка (особо следует отметить роскошный Дубовый зал с камином), то они были созданы в конце XIX века архитектором Максимилианом Месмахером для последних перед революции владельцев здания - князей Гагариных. Демидов продал им дом в 1873 году.

После революции особняк занимало множество учреждений, а в дворовых флигелях вплоть до 1980-х располагались коммунальные квартиры. Но главный герой советской истории здания - конечно же, Дом композиторов, который работает в демидовском особняке с 1948 года и поныне. Здесь выступали такие знаменитости, как Мстислав Ростропович и Дмитрий Шостакович, а американский пианист Ван Клиберн играл «Подмосковные вечера» их автору Василию Соловьеву-Седому...

#Дом композиторов #прогулки #Демидов

Комментарии