Петербургскому храму нужна помощь

О церкви Святого Александра Невского, родовой усыпальнице Демидовых, расположенной в деревне Александровка рядом с Тайцами, нам уже приходилось рассказывать. Храм, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Ивана Старова, автора Таврического дворца и усадебного дома в Тайцах, связан с тайным венчанием графини Ольги Строгановой и кавалергарда графа Павла Ферзена. Молва об этой истории, случившейся в 1829 году, облетела всю столицу и натолкнула Пушкина на сюжет повести «Метель»...

Петербургскому храму нужна помощь | Часть сводов может обрушиться в любую минуту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Часть сводов может обрушиться в любую минуту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Увы, последние полвека церковь влачила печальное существование. Еще перед войной ее закрыли, священников посадили, хотя сам храм не разоряли. Пережил он и войну, оказавшись в зоне оккупации. Рисунок солдата вермахта Юргена Бертельсманна, запечатлевшего храм зимой 1941 года, является единственным его изображением во время войны.

После нее иконостас и напольные киоты с иконами перенесли в церковь Святого Александра Невского в Красном Селе (они и поныне там). А храм в Александровке, на котором еще в 1950-х годах были целы купола, стали использовать как зерносушилку и склад горюче-смазочных материалов...

Проект реставрации церкви был разработан по инициативе местного церковного прихода еще в 2010 году. Однако тогда денег, которые удалось собрать всем миром, не хватило. Попытка привлечь к восстановлению храма средства потомков Демидовых также не увенчалась особым успехом. Потомки Петра Григорьевича Демидова, захороненного с семьей в храме, все свои богатства, накопленные к 1917 году, оставили в России и сегодня живут в Финляндии как обычные граждане.

Два года назад на восстановление полуразрушенного храма (между прочим, объекта культурного наследия регионального значения!) государство наконец-то нашло средства. Деньги на первоочередные реставрационные работы были выделены в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Учитывая масштабы бедствия - достаточно скромные, но все-таки весьма существенные 15 миллионов рублей.

На эти средства мастера сумели сделать немало. Укрепили стены двумя железобетонными стяжками. Полностью разобрали рассыпавшуюся алтарную часть, пронумеровав все камни, и сложили ее заново. Восстановили основание под колокольню, повторив при этом оригинальный рисунок кирпичной кладки. Работы шли полгода, но, когда выделенные средства были освоены, мастера покинули объект.

С тех пор дело застопорилось. В прошлом году областной комитет по культуре направил заявку на продолжение финансирования реставрационных работ, но не получил положительного ответа. Представители прихода и общественники обращались во множество инстанций, но пока никаких результатов нет.

- Если восстановление не продолжить срочно, то все уже затраченные труды пойдут прахом, а деньги, потраченные государством, будут выброшены впустую, - беспокоится настоятель храма протоиерей Михаил Владимиров. - Надо как минимум довести здание до той степени консервации, когда оно перестанет разрушаться. Сегодня главная беда - своды, которые грозят обрушением.

Увы, это так. Мы вскарабкались по лесам на самый верх: кирпичи, от сырости уже превратившиеся в труху, в пыль, рассыпаются буквально на глазах.

К мастерам претензий нет: они потрудились на совесть и, более того, покинув объект, оставили задел на будущее: и многоярусные леса внутри церкви, и даже строительные вагончики с подключенным электричеством. Установили временную кровлю (причем весьма основательную), под которой можно работать в любую погоду.

Еще одна проблема в том, что храм находится в ложбине, вода стекает под его стены. А водоотвода нет. Влага проникает внутрь, стены намокают, здание продолжает разрушаться. Фундаменты достаточно прочные, но, если такая ситуация продолжится еще несколько лет, здание снова придет в упадок...

- Теперь мы снова ищем меценатов, - поясняет церковный староста Вера Столяренко, стоявшая у истоков восстановления храма. - Александра Петровна Белавская, дед и прадед которой были настоятелями храма (а ей самой девяносто лет), собирает средства всем миром. По мнению специалистов, храм может быть полностью восстановлен за три года.

Сегодня имя Демидовых активно эксплуатируют: неподалеку от деревни Александровки строят несколько коттеджных поселков, в названии которых присутствует эта фамилия. Естественно, и расположены они на бывших демидовских землях. Почему бы застройщикам, использующим имя знаменитых русских меценатов и заводчиков, не помочь возрождению демидовской же церкви?

В прошлом году на реставрацию усадебного дома Демидовых в Тайцах областное правительство выделило около 300 миллионов рублей (правда, работы пока еще так и не начались, усадьба стоит с заколоченными окнами и дверьми, хотя и под охраной). А ведь церковь Святого Александра Невского была неотъемлемой частью усадьбы, ее духовным центром.

Материал был опубликован в газете под № 115 (6224) от 29.06.2018 под заголовком «Демидовские своды».

#храм #реставрация #помощь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6224) от 29.06.2018.


Комментарии