Демидовская усыпальница

Пустующий уже много лет Демидовский дворец в Тайцах будет отреставрирован, и в нем разместится картинная галерея. Местные жители надеются, что не будет забыта и усадебная церковь, расположенная в километре от дворца – в деревне Александровка. Сегодня в этом одноэтажном здании, сложенном из пудожского камня, трудно признать культовое сооружение. Нет ни куполов, ни колокольни – их снесли в 1950-х годах. Стены того и гляди рухнут...

Демидовская усыпальница | Так выглядела церковь Александра Невского в Александровке в 1941 году. Акварельный рисунок сделал солдат вермахта Юрген Бертельсманн, когда его часть стояла в Тайцах.Из архива дочери Ю. Бертельсманна, живущей в Бельгии

Так выглядела церковь Александра Невского в Александровке в 1941 году. Акварельный рисунок сделал солдат вермахта Юрген Бертельсманн, когда его часть стояла в Тайцах.Из архива дочери Ю. Бертельсманна, живущей в Бельгии

Между тем речь идет о церкви, посвященной Александру Невскому – защитнику Русской земли, небесному покровителю Петербурга. Это один из старейших храмов на гатчинской земле. Построен он в конце XVIII века по проекту архитектора Ивана Старова, автора Таврического дворца в Петербурге, Троицкого собора в Александро-Невской лавре и Демидовского дворца в Тайцах.

Храм пережил революции, войны и был разорен уже в мирное время, в эпоху хрущевских гонений на религию. В нем устроили зерносушилку и склад горюче-смазочных материалов. Рядом построили весовую и скотный двор. Потом церковное здание было брошено... В начале 1990-х годов неравнодушные местные жители сделали то, что было в их силах: очистили храм и прилегающую территорию от мусора и хлама. В 1992 году государство даже выделило средства на консервацию, был выполнен паспорт памятника, обмеры и эскизный проект реставрации. В церкви впервые после лихолетья отслужили молебен.

Затем на полтора десятка лет все затихло. После того как в 2007 году была зарегистрирована община, над храмом возвели кровлю, обследовали состояние стен и фундаментов. И все исключительно силами прихода, собственными руками, на пожертвования, без помощи государства.

В цокольном этаже колокольни, признанном пригодным для временного использования, обустроили храм, который освятили в сентябре 2011 года. До декабря 2014 года там совершали литургию, пока рядом не построили временную деревянную церковь.

– Здесь удивительное место с очень сильной энергетикой, – говорит настоятель храма отец Михаил Владимиров. – Смотрите, какой вид открывается на Дудергофские высоты! Слева – Ореховая, или Можайская, гора. Ее нередко называют «Ладожский ковчег» – по библейскому образу. Справа – гора Кирхгоф, на которой когда-то стояла лютеранская кирха. А прямо перед нами – поля, на которых происходили маневры русской армии в XIX – начале ХХ веков.

Между тем многострадальный храм начал раскрывать свои тайны. Из документов было известно, что он является родовой усыпальницей последнего владельца усадьбы Петра Григорьевича Демидова – генерал-адъютанта Николая I и Александра II, героя «венгерского похода» 1848 года. Но никто не знал, сохранились ли погребения. Оказалось, они целы! На них наткнулись осенью 2011 года во время работ по расчистке фундамента.

Для раскопок пригласили археологов из Института истории материальной культуры РАН. Затем около полугода областное бюро судебно-медицинской экспертизы под руководством профессора Юрия Молина проводило молекулярно-генетическое исследование. Вердикт гласил: действительно, был найден прах Петра Демидова. Его изучение подтвердило даже тот факт, что он получил травму от падения с лошади. Соседние останки, как определили эксперты, принадлежали его одиннадцатилетнему сыну Григорию, а те, что в левой половине храма, – супруге Петра Демидова Елизавете Николаевне.

Загадкой оказалось четвертое захоронение – женское. Там вместе с останками обнаружили зубной протез, изготовленный фирмой Фаберже на высочайшем, даже для современной стоматологии, уровне, с использованием драгоценных металлов. Все это свидетельствовало о нерядовом социальном статусе дамы...

– Последние крупные ремонтные работы в храме выполнялись в 1906 году на средства благодетельницы, пожелавшей остаться неизвестной. Может быть, это ее захоронение? – предполагает староста храма Вера Столяренко.

Как бы то ни было, доказано точно: храм Александра Невского в Александровке – вторая известная в России внутрицерковная усыпальница Демидовых. Еще одна сохранилась в Николо-Зарецкой церкви в Туле. Та, что была в Нижнем Тагиле, погибла вместе с храмом в 1970-х годах.

По согласованию с праправнучкой Петра Григорьевича Демидова Пирьe Тойвонен, ныне живущей в Финляндии, останки Демидовых торжественно перезахоронили в храме Александра Невского в июле 2012 года. Когда его восстановят, это место отметят мемориальной плитой.

Рядом с церковью за алтарной частью было кладбище, существовавшее с конца XVIII века. Местные жители рассказывают, как в 1970-х годах бульдозер просто сдвинул надгробия подальше в канаву, чтобы расчистить пространство для картофельного поля. Тогда никого это не смущало. Теперь прихожане хотят сделать мемориальную дорожку и выставить сохранившиеся плиты вдоль нее...

Несколько лет назад на основе прихода возникло культурно-просветительское «Александровское собрание», призванное помочь возрождению церкви. Вместе с приходом оно проводит концерты, фестивали, ярмарки, выставки к осеннему и зимнему престольным праздникам.

– Мы приглашаем к сотрудничеству всех вне зависимости от религиозных убеждений, кому дороги история, культура и будущее Отечества, – говорит руководитель «Александровского собрания» Александр Боровиков, археолог и краевед душой, учитель по образованию, предприниматель по роду сегодняшних занятий.

Уже сегодня при церкви Александра Невского существует небольшой музей, скорее – выставка про историю храма и семейство Демидовых. Пока он помещается рядом в маленьком строительном вагончике. Экспонаты есть, ведь история прямо под ногами. Здесь ребята постоянно находят в полях старинные монеты, древние кресты...

КСТАТИ

Как стало известно, Министерство культуры выделило средства на проведение противоаварийных работ. По мнению специалистов, при нормальном финансировании за три года храм можно восстановить полностью.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (5627) от 22.01.2016.


Комментарии