Главная городская газета

Дело капитана Варнека

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Как описывали велосипедистов на Марсовом поле в 1898 году

Автор «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал, как в столице Российской империи освещали наступление «стальных коней» в центре города. Читать полностью

История бунтовской оперы «Фенелла»

Постановка «про бунтовщиков» не была запрещена в России, но ее сценическая история в русском театре закрепила за ней славу «фатальной». Читать полностью

Цветочные метаморфозы, или Офисы на месте производств

Обычный рабочий район за Московской заставой. В советское время на Цветочной улице было несколько предприятий, в том числе асбестовый завод и фабрика «Пролетарский труд», где производили столовую клеенку, полиэтиленовую пленку и искусственную кожу. Читать полностью

С кронверка в Самолву

Отправится диорама Ледового побоища Читать полностью

«Трамвай повез живых к Победе...»

Сотрудники «Горэлектротранса» напомнили о подвиге ленинградцев, которые в апреле 1942 года, отремонтировав поврежденные от артобстрелов контактные сети и рельсовые пути, возобновили в осажденном городе трамвайное движение. Читать полностью

Семь недель города Козельска

Может показаться, что татаро-монгольское нашествие не самая популярная нынче историческая тема. Уж слишком давно это было, и что вспоминать о грустном эпизоде? Читать полностью
Реклама
Дело капитана Варнека | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Власти Петербурга всегда старались контролировать облик города и не допускать самовольной перестройки зданий, кто бы ни был их владельцем. В документах Российского государственного архива ВМФ удалось обнаружить сведения о любопытном эпизоде рубежа XIX - XX веков, «героем» которого оказался кругосветный мореплаватель и исследователь Арктики капитан 2-го ранга Александр Иванович Варнек.

С 1898 года он командовал пароходом «Пахтусов» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Базой экспедиции был Архангельск, и зимой с командой судна оставался один из офицеров, а Варнек и другие члены экипажа во главе с начальником ГЭСЛО полковником А. И. Вилькицким находились в Петербурге, занимаясь обработкой материалов в Главном гидрографическом управлении, подготовкой к новому полевому сезону и своими домашними делами.

8 марта 1899 года А. И. Варнек обратился к приставу 2-го участка Васильевской части с просьбой разрешить «производство земляных работ по устройству подвала во фруктовом магазине по Малому проспекту № 14», где он жил в квартире № 8. Следует отметить, что дом этот был построен в 1866 году по проекту его отца, архитектора И. А. Варнека, и Александр Иванович унаследовал его в 1880-е годы.

Пристав посчитал, что указанные работы вне его компетенции, и 13 марта отправил заявление Варнека инспектору водопроводов и столичного освещения инженеру Р. Р. Тонкову. Тот тоже ответил отпиской: «Работы, означенные в сем заявлении, к ведению моему не относятся». Тогда пристав направил заявление Варнека архитектору VII строительного участка У. С. Тейху, который сообщил, что на производимые работы должно быть получено «надлежащее разрешение». Поскольку его у Варнека не было, Тейх просил пристава распорядиться немедленно приостановить работы «как самовольные». Варнек подчинился, но этим дело не кончилось.

13 апреля в дом мореплавателя нагрянула комиссия во главе с околоточным надзирателем 2-го участка Васильевской части. В присутствии понятых, которыми выступили дворники соседних домов, был составлен протокол о незаконном ремонте дома. Указывалось, что в парадном ходе «лицевого здания» разобрана каменная лестница, доходившая до квартиры, находившейся на третьем этаже. Из отверстия под лестницей была сделана дверь в каменной капитальной стене, а также устроен двухэтажный с бетонным сводом подвал, в котором увеличено «окно капитальной стены, выходящее во двор».

Поскольку Варнек не смог предъявить околоточному надзирателю разрешения городской управы на право ремонта своего дома и согласованного плана переустройства, на него завели уголовное дело. Обвиняли его по двум статьям «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Статья 26-я предусматривала восстановление «статус-кво», а 29-я - «денежное взыскание не свыше пятнадцати рублей» за неисполнение «законных требований, постановлений и распоряжений правительственных и полицейских властей». Однако повестку Варнеку не вручили, поскольку 26 апреля 1899 года он «убыл в плаванье».

Прошло два года, и в марте 1901 года мировой судья, учитывая, что Варнек, будучи военнослужащим, подлежит военному суду, определил: передать «настоящее производство» прокурору петербургского окружного суда «для дальнейшего направления».

Через два месяца о «деле Варнека» стало известно в Главном гидрографическом управлении. 17 мая 1901 года его начальник генерал-лейтенант К. И. Михайлов направил начальнику гидрографической экспедиции полковнику А. И. Вилькицкому «отношение», в котором сообщал, что подвергает Варнека денежному взысканию в размере трех рублей. Речи о восстановлении здания в прежнем виде уже не шло.

К счастью, взыскание не повлияло на дальнейшую службу А. И. Варнека. В 1902 году он сменил А. И. Вилькицкого в должности начальника экспедиции, в следующем году командовал учебным крейсером «Вестник», затем был инспектором воспитанников Императорского Александровского лицея, при увольнении в отставку в 1912 году стал генерал-лейтенантом по Адмиралтейству. В 1920 году генерал А. И. Варнек из Крыма отправился в эмиграцию. Десять лет спустя, полностью ослепший, он нашел последний приют на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook