Дача для адвоката

Этот элегантный особняк в духе барокко был сооружен в 1908 году для известного в ту пору адвоката Оскара Грузенберга. Двухэтажное деревянное здание смотрелось настоящим дворцовым павильоном эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта - петербургский зодчий Сергей Гингер, талантливый мастер модерна.

Дача для адвоката |

Дом пережил революции и войны и, горевший и заброшенный, теперь сможет обрести прежний облик только в результате воссоздания. Надеяться на него позволяет то обстоятельство, что в 2001 году особняк был включен в перечень вновь выявленных объектов, представляющих культурную ценность.

По счастью, в распоряжении специалистов есть собственноручно подписанный Сергеем Гингером проект здания, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. В этом же архиве - фотография, сделанная вскоре после завершения строительства. Доминантой дома была угловая башня. В ее кольцевой галерее помещалась библиотека, освещавшаяся овальным окном.

На чертежах 1908 года фасады дачи предстают в значительно более пышном облике, чем они сохранялись до недавнего времени. Стены предполагалось прямо-таки населить различными фантастическими существами. Над входом в вестибюль - сфинксы, над карнизом тут и там - купидоны с крылышками стрекозы и, как им и положено, снабженные луком со стрелами. Над окном хозяйского кабинета - несущийся галопом Пегас, который, вероятно, должен был дарить Оскару Грузенбергу вдохновение в его непростой работе.

Правда, на сохранившихся фотографиях дачи, сделанных вскоре после постройки, этого декора нет. Возможно, скульптуры так и не установили.

Хозяин дома был адвокатом известных писателей, общественных и политических деятелей; выступал в резонансных делах, в том числе был одним из защитников Менделя Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве...

Известен портрет кисти Валентина Серова, на котором адвокат изображен вместе с улыбающейся женой. Умер Оскар Грузенберг в далекой Ницце в 1940 году. А за три года до этого, в 1937 году, в Томске был расстрелян некогда строивший ему дачу архитектор Сергей Гингер, обвиненный, как водится, в антисоветской деятельности (посмертно реабилитирован).

Вот как об Оскаре Грузенберге под впечатлением его смерти отзывался в заокеанской русскоязычной газете «Новое русское слово» его младший коллега Алексей Гольденвейзер: «Грузенберг был адвокат-боец, адвокат по призванию. Он с юности облюбовал адвокатскую профессию, для которой как будто был рожден. У Грузенберга всегда было много критиков, и его неуживчивый, эгоцентрический характер давал немало поводов для нареканий. Но никто не мог отрицать в нем яркости, таланта, смелости и вместе с тем подлинной сердечной теплоты».

В советское время дача использовалась в качестве военного санатория. Последние известные ее фотографии, когда дача была еще обитаемой, относятся к 2006 году. Вскоре она сгорела...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.


Комментарии