Чьи же печи в Кофейном домике?

Исследователи архитектурных памятников постоянно сталкиваются с ситуаций, когда то, что с первого взгляда кажется подлинным, на поверку оказывается хорошо сделанным позднейшим дополнением или результатом реставрации. Первоначального, подлинного, увы, в наших памятниках сейчас немного и, чем дальше, тем становится меньше. Последние удары по прошлому наносит XXI век, когда со стен зданий-памятников сбивается без разбора весь штукатурный слой, и бодрые рабочие наводят евролоск на фасадах, которые уже никогда не будут старинными...

Чьи же печи в Кофейном домике? | Печь завода Харламова в Кофейном домике, стилизованная под начало XIX века. Фото 1960-х гг.<br>Из коллекции автора

Печь завода Харламова в Кофейном домике, стилизованная под начало XIX века. Фото 1960-х гг.
Из коллекции автора

Яркая иллюстрация – изящный павильон «Кофейный домик» на берегу реки Фонтанки. Построен он был еще в петровское время, назывался тогда «Гротом» и имел совершенно иной облик снаружи и внутри, нежели теперь.

К концу XVIII столетия старый Грот сильно обветшал и требовал починки. Но император Павел I распорядился иначе. Он намеревался на фундаментах старой постройки возвести новый павильон по проекту архитектора Ф. Демерцова. С поспешностью была начата разборка Грота, но тут случился дворцовый переворот, и Павла не стало.

Пришедший к власти император Александр распорядился прекратить ломать Грот и вернуть постройке прежний вид. Однако восстановить разрушенное было уже нелегко, работы отложили, а потом на время и вовсе забыли о старинном павильоне. Он не украшал сад, но у Гоф-интендантского ведомства были основания закрывать на это глаза, поскольку помещения Грота сдавались в аренду для содержания кофейни, что приносило казне доход. Именно в ту пору появилось название «Кофейный дом», или домик, закрепившееся за павильоном.

В 1819 году архитектор П. Писцов составил проект перестройки Грота, но Александр I повторил свое прежнее повеление сохранить павильон «в приличном виде в числе других достопамятностей царствования великого государя». Судьбу все более ветшавшего сооружения решило катастрофическое наводнение 1824 года. После него новый император Николай I решительно взялся за приведение Летнего сада в порядок. Грот было велено перестроить, проект составил архитектор Л. И. Шарлемань-второй.

Однако в последнее мгновение император решил поручить работу К. Росси. В 1826 году за один сезон Грот был превращен в изящный павильон модной ампирной архитектуры. При этом были максимально использованы стены старинной постройки, то есть от петровского Грота в Кофейном домике остались фундаменты и кирпичная кладка стен.

Сегодня внешне здание сохраняет вид, соответствующий проекту Росси. Если заглянуть внутрь, можно подумать, что и отделка во многом сохранилась со времен Росси. Конечно, кафельный пол здесь поздний, да и лепной декор фриза вызывает ассоциации с образцами конца XIX века, но уж печи-то точно вне всяких подозрений! Две майоликовые круглые печи, за свою форму получившие название «ротонды», действительно соответствуют образцам начала XIX столетия и всегда считались ровесницами перестройки Росси.

Увы, обращение к историческим документам вынуждает расстаться с этой версией. Отчеты о строительстве, которые Росси по распоряжению императора подавал еженедельно, свидетельствуют о том, что в зале первоначально были две угловые голландские кафельные печи. Они прослужили недолго, и уже в документах 1860-х годов указано, что в зале четыре так называемые унтермарковские печи, окрашенные бронзовой краской.

Некоторое время отопительные приборы этой конструкции имели широкое распространение. Круглые печи с железным кожухом хорошо нагревали помещение, но впоследствии от них повсеместно отказались, так как они сильно сушили воздух, и на их раскаленных поверхностях пригорала пыль.

К 1880-м годам павильон Росси имел непрезентабельный вид и вновь нуждался в ремонте. Император Александр III, инспектировавший Летний сад, особенно был возмущен тем, что содержатели Кофейного дома облепили здание уродливыми деревянными навесами и пристройками – совсем как нынешние наши рестораторы, распространяющие свои заведения на тротуары улиц и аллеи садов.

В документах о ремонте, которым руководил архитектор Н. А. Горностаев, фигурируют две круглые майоликовые печи, изготовленные и поставленные фабрикантом М. В. Харламовым. Они стоили по 400 рублей каждая. Если учесть, что серийно выпускавшаяся дорогая майоликовая печь стоила около 200 рублей, можно понять, что речь идет о нерядовых предметах, изготовленных по индивидуальному проекту.

Из документов следует, что эти две печи могли быть поставлены только в центральном зале павильона. Очевидно, это те самые печи-ротонды, которые поныне украшают Кофейный домик. Они не имеют никакого отношения к Росси. Горностаев создал качественную стилизацию в ампирном духе, удачно попав в стиль, так что спустя столетие музейные искусствоведы не догадывались об истинном времени создания печей...

Фабрикант Харламов известен знатокам русской керамики как производитель высокохудожественных печей. Владелец и заведующий заводом, находившимся в Александро-Невской части, он был выпускником Императорской академии художеств, классным художником 1-й степени.

Остается добавить, что гипсовые вазы наверху печей – позднейшие дополнения. Они появились при реставрации 1960-х годов. Судя по старым фотографиям, раньше на печах стояли небольшие керамические вазоны иной формы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5477) от 11.06.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.