Честь, запятнанная кровью

Личность Александра Колчака продолжает вызывать самые противоречивые чувства. Что ярко продемонстрировал недавний эпизод с установкой на Большой Зелениной улице мемориальной доски, посвященной адмиралу. Хотя в надписи на ней не упоминается, что Колчак был одним из лидеров Белого движения, часть сограждан посчитали, что мемориальная доска оскорбительна для памяти его жертв, и отреагировали... не менее возмутительным вандализмом. А каковы оценки историков? В нашей беседе принимают участие начальник отдела информационного обеспечения и научных публикаций Российского государственного архива Военно-морского флота (РГАВМФ) Людмила СПИРИДОНОВА и доктор исторических наук профессор СПбГУ Анатолий СМОЛИН, который много лет занимается изучением Белого движения.

Честь, запятнанная кровью | На фото 1918 года - Александр Колчак в окружении английских офицеров.<br>Фото из книги Альфреда Нокса «Вместе с русской армией. 1914 - 1917. Дневник военного атташе» (М., 2014).

На фото 1918 года - Александр Колчак в окружении английских офицеров.
Фото из книги Альфреда Нокса «Вместе с русской армией. 1914 - 1917. Дневник военного атташе» (М., 2014).

- Историки, наверное, согласятся, что полярные оценки Колчака основаны на редкой многоплановости этой исторической фигуры. Кто-то видит в нем исключительно лидера Белого движения, для других он важен совершенно иными сторонами своей деятельности...

Спиридонова:

- Конечно. Колчак не только одно из главных действующих лиц Гражданской войны. Он полярный исследователь, участник двух арктических экспедиций. Его именем даже назван один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе Карского моря и мыс в том же районе.

Колчак - ученый-гидролог, автор книги «Лед Карского и Сибирского морей», работ по проблемам изучения Мирового океана. Он теоретик и экспериментатор артиллерийского вооружения. Командуя во время Русско-японской войны артиллерийской батареей на северо-восточном участке обороны Порт-Артура, он составил «Записки о действиях артиллерии», в которых обобщил свои наблюдения. Он один из организаторов Морского генерального штаба, автор его структуры.

В годы Первой мировой войны за участие в постановке минных заграждений в Данцигской бухте в феврале 1915 года Колчак был награжден орденом Св. Владимира III степени с мечами, за участие в боевой операции в последних числах октября 1915 года в Рижском заливе - награжден орденом Св. Георгия IV степени...

Учитывая несомненные заслуги Колчака перед Отечеством, руководство Федерального архивного агентства приняло решение подготовить полномасштабную публикацию документов, связанных с Колчаком. Первая часть, которую готовит наш архив, включает материалы о его деятельности до Гражданской войны. У нас хранится личный фонд Колчака, который даже в советское время был открыт для исследователей. Документы, касающиеся так называемого омского периода жизни Колчака, то есть тогда, когда он был Верховным правителем, представлены в основном в собрании Госархива Российской Федерации. Предполагается также использовать материалы сибирских региональных архивов.

- Есть ли документы, которые смогут открыть что-то новое в биографии Колчака?

Спиридонова:

- В принципе исследователями его личность уже достаточно изучена. Но, как известно, документы ценны деталями, позволяющими уточнить многие, казалось бы, хорошо известные события. Есть и некие штампы, переходящие из одной книги в другую, иногда встречаются фактологические ошибки... Почерк Колчака неразборчив, а иногда просто с великим трудом поддается прочтению и расшифровке, поэтому читать его документы довольно сложно...

Все историки, например, прекрасно осведомлены о боевой деятельности во время Первой мировой войны Минной дивизии Балтийского флота, которой командовал Колчак, а вот его участие в разработке и осуществлении оперативных планов известно гораздо меньше. Мы впервые публикуем интересные документы, касающиеся деятельности Колчака после того, как он в июне 1916 года встал во главе Черноморского флота, находившегося к тому времени в достаточно плачевном состоянии. Колчак фактически вернул его к жизни! Разрабатывал планы минирования Босфора, десантных операций, занимался снабжением Кавказской армии. И флотская молодежь откликнулась на его призыв поддержкой и уважением.

Смолин:

- Возглавив Черноморский флот, Колчак сразу же стал политической фигурой. В газетах появляются его портреты, он приобретает всероссийскую известность, о нем пишут восторженные статьи. Многие начинают воспринимать его как надежду России.

По своим убеждениям Колчак был монархистом, тем не менее в марте 1917 года присягнул Временному правительству. Правда, тогда, когда государь император отрекся от престола, тем самым как бы освободив военных от присяги, данной ему...

Кстати, мало кому известен севастопольский эпизод марта 1917 года, когда, дабы продемонстрировать единение офицеров с матросами, Колчак устроил торжественное перезахоронение останков мятежного лейтенанта Шмидта, расстрелянного в 1906 году. На флагманском корабле подняли сигнал: «Вечная память борцам за свободу, павшим в 1905 г.». По распоряжению Колчака клубу офицеров даже присвоили имя лейтенанта Шмидта...

Тем не менее, несмотря на весь свой демократизм, Колчак уже через месяц меняет свою позицию - после того как он, будучи в апреле 1917 года в служебной поездке в Петрограде, увидел вооруженные солдатские манифестации. Он считал, что их следовало бы подавить силой. Именно тогда Колчак пришел к выводу, что, если так все и будет продолжаться, катастрофа государства неизбежна.

Вернувшись, 25 апреля он выступил в Севастополе перед матросами с докладом «Положение нашей вооруженной силы и взаимоотношения с союзниками». Колчак отрицательно отозвался о свергнутом строе, который не мог обеспечить победу в войне, однако без всякой симпатии — и о Временном правительстве, обвинив его в том, что оно поставило армию на грань распада. Выход из создавшейся ситуации он видел в опоре правительства на армию и отмене приказов, направленных на ее демократизацию.

Кстати, эту речь тиражом несколько миллионов экземпляров опубликовала Московская городская дума. Явное свидетельство того, что Колчак собирался выходить на общероссийский уровень... Уже в это время определенные круги видели в нем национального лидера.

- В фильме (и сериале) «Адмирал», посвященном Колчаку и вышедшем на экран лет десять назад, есть яркий сюжет, когда толпа матросов требует от офицеров сдать личное оружие и Колчак демонстративно выбрасывает свою офицерскую саблю в воду. Мол, подчиняюсь силе, но вам моя офицерская честь никогда не достанется. Было такое на самом деле?

Смолин:

- Да, такой эпизод был на Черноморском флоте в начале июня 1917 года. Правда, все происходило не совсем так, как преподнесено в кино. Моряки действительно потребовали разоружить офицеров, поскольку те якобы готовят контрреволюционный заговор. Чтобы не доводить дело до кровопролития, Колчак приказал офицерам добровольно сдать оружие. Временное правительство назвало постановление матросских организаций безобразием и распорядилось, чтобы оружие офицерам вернули.

И вот когда Колчаку возвращали оружие, он и выбросил за борт свою саблю - а это было наградное георгиевское оружие. Под перьями журналистов этот эпизод превратился в рыцарский поступок и сделал адмирала национальным героем. И именно с этого момента Колчак становится символом офицерской доблести и чести.

Спиридонова:

- Делегатское собрание постановило отстранить Колчака и его начальника штаба от должности «как возбудивших своими действиями матросские массы» и передать командование контр-адмиралу Лукину. К тому же матросы поставили вопрос об аресте Колчака. Видя, что ситуация выходит из-под контроля, Временное правительство срочно отозвало его в Петроград. Причем даже не столько правительство, сколько лично Керенский, которого Колчак не любил и презрительно называл «болтливым гимназистом».

Смолин:

- Вскоре после того как Колчак прибыл в Петроград, 13 июня, в «Маленькой газете» появилась статья, в которой говорилось, что министр-председатель Временного правительства князь Львов должен уступить свой пост Колчаку, «и это будет министерство Победы». Призыв не был случайным: Колчак уже воспринимался как будущий военный диктатор.

В июле 1917-го Союз офицеров вручил ему саблю взамен утраченной с надписью «Рыцарю чести от Союза офицеров армии и флота». Колчак спросил, не остаться ли ему в России, но не встретил поддержки. Дело в том, что тогда, как мне представляется, в офицерских кругах уже было принято решение, что военным диктатором станет Лавр Корнилов. К тому же 19 июля он был назначен Верховным главнокомандующим. Колчак все-таки, будучи морским офицером, был плохо известен в армии. Да и он сам не знал армии. Это было его самым слабым местом...

Керенский сразу почувствовал в Колчаке конкурента и решил от него избавиться. Под благовидным предлогом он отправил его в Америку (в Первой мировой войне она выступала на стороне Антанты) - как специалиста по минному делу и борьбе с подводными лодками. Потом даже сам Колчак в письме из-за океана признавал, что это фактически была высылка.

В Россию он вернулся только в октябре 1918 года, причем сразу в Омск, где была одна из самых сильных баз Белого движения. Сначала стал военным и морским министром Временного всероссийского правительства, а затем, опираясь на офицеров, совершил военный переворот и в ноябре 1918 года принял на себя должность Верховного правителя.

Колчак видел перед собой главную цель - сохранить единую и неделимую Россию, в которой он прожил всю жизнь. В июне 1919 года союзники намекнули Колчаку, что для дальнейшей поддержки ему неплохо было бы провести демократические преобразования на контролируемой им территории. В ответ Колчак заявил, что Учредительного собрания образца 1917 года - «сборища социалистов» - не допустит. Но в случае победы созовет Национальное собрание, в которое войдут «государственно мыслящие элементы».

Спиридонова:

- На посту Верховного правителя Колчак столкнулся с проблемами, о существовании которых прежде даже не подозревал. Например, в одном из писем признавался: мол, с удивлением открыл для себя, что в Сибири живут столько разных национальностей. Причем чаще всего речь шла о башкирах, которые претендовали на автономию. Для Колчака и его сторонников эта претензия была категорически неприемлемой...

Колчак явно не годился в Верховные правители. Хотя бы потому, что даже тогда, когда он занимал этот пост, его сердце принадлежало Военно-морскому флоту. Ему он посвятил всю свою жизнь и оставался всегда ему преданным. Когда читаешь приказы Колчака по Морскому министерству, чувствуешь, что он хочет дать военным морякам какие-то послабления, дополнительные льготы, награды. Даже будучи Верховным правителем, он продолжал заботиться о продолжении исследований Северного морского пути - отрезка, проходившего у берегов Сибири. Север, с которого началась его активная жизнь в 1900 году, не отпускал его всю жизнь...

Кроме всего прочего он был человеком чрезвычайно взвинченным, нервным. Об этом вспоминают многие, кто был с ним рядом. Одним словом, к роли диктатора он однозначно оказался не готов. Да, поначалу все шло неплохо: военные успехи на Урале, взятие Перми... Возникала иллюзия, что все будет продолжаться так и дальше. Но перешла в наступление Красная армия, в тылу разрасталось партизанское движение...

- ...На которое Колчак ответил массовым террором. По некоторым данным, в одной только Екатеринбургской губернии при Колчаке были расстреляны не менее 25 тысяч человек, выпорот каждый десятый из двухмиллионного населения... Наверное, не зря он заработал репутацию «кровавого палача», которая жива и сегодня?

Спиридонова:

- Знаете, у нас в архиве работают потомки коренных сибиряков. Их семьи пережили ужасы Гражданской войны в Сибири. Память об этом передается у них из поколения в поколение. До сих пор живущие в одном и том же селе потомки белых и красных могут не принимать друг друга, не разрешать своим детям дружить и вступать в брак. Народная память до сих пор хранит чувства пережитого страха и ужаса перед злодеяниями «кровавого палача». Так что колчаковский террор не миф и не выдумки советских историков.

Смолин:

- В ответ на колчаковские репрессии в Сибири в 1920 - 1921 годах возникло даже такое явление, как «красный бандитизм». Советской власти пришлось с этим очень серьезно бороться. О чем идет речь? Родственники людей, которые были замучены колчаковцами, мстили родным тех, кто участвовал в тех карательных акциях.

- Еще одно обвинение в адрес Колчака: мол, он украл золотой запас России. Что скажете?

Смолин:

- Ложь! Золотой запас, эвакуированный во время Первой мировой войны из Петрограда в глубь страны, находился в Казани. После того как город захватили белые, золотой запас оказался в их руках. Это были золотые слитки, золотые и серебряные монеты, драгоценности. Суммы известны до копейки. Золота в Омске оказалось более чем на 645 миллионов рублей. В руки большевиков после разгрома Колчака вернулось более чем 400 миллионов рублей.

На что тратил золото Колчак? Часть ушла в оплату поставок союзникам за оружие и продовольствие. Примерно сто миллионов золотых рублей были переведены русским финансовым представителям за границей на личные счета. На эти деньги частично существовала русская эмиграция до середины 1950-х годов.

Вообще Колчак крайне неохотно разрешал расходовать золотой запас, поскольку считал, что он потребуется после разгрома большевиков - для восстановления страны. Именно поэтому, кстати, армия у него была раздетая, разутая и голодная. Отсюда - мародерство. И Колчак с этим ничего не мог поделать. Вообще тогда резко упала дисциплина не только у солдат, но и у офицеров...

Спиридонова:

- Сам Колчак был честным человеком, об этом говорят и друзья, и даже враги. Его семья в эмиграции существовала за счет дотаций французского правительства и помощи русских эмигрантов. Сохранилось его последнее письмо жене, датированное сентябрем 1919 года. Там он давал ей указания по части жизни за рубежом и расходования денег, которые он может высылать в ограниченном количестве. И наставлял сына: «Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать, - это единственный путь, чтобы стать полезным Родине. Нет ничего выше Родины и служения ей...».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5851) от 14.12.2016.


Комментарии