Буржуазия на уборке снега. Всеобщая трудовая повинность была методом борьбы со стихией

«Убрать и сколоть снег и лед в три дня…» — такими словами начиналась телеграмма петербургского градоначальника Федора Федоровича Трепова, занимавшего этот пост в 1873 – 1878 годах. Грозное предписание заканчивалось словами: «Повторять не стану. Взыскать сумею». Это возымело действие, и в столице была введена практика скалывать с мостовых слежавшийся лед.

Буржуазия на уборке снега. Всеобщая трудовая повинность была методом борьбы со стихией | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Как свидетельствуют документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, в 1864 году Городская дума, приняв «Инструкцию о обязанности дворников», вменила им в обязанность уборку города. Еще спустя двадцать лет в столице стало действовать обязательное постановление Городской думы, касающееся уборки улиц. Согласно ему, к восьми часам утра дворники должны были очистить мостовые и тротуары, затем в течение дня производить уборку накопившегося мусора. В случае выпадения осадков тротуары и улицы должны были быть выметены, а зимой посыпаны песком.

Дворники сгребали снег с улиц большими деревянными лопатами в валы вдоль тротуаров. Что с ним происходило дальше? Централизованной службы уборки снега в ту пору не существовало, и всю работу выполняли подрядчики, заключавшие договоры с городской управой. Они отвозили снег либо на специально отведенные свалки, либо на снеготаялки — деревянные ящики, внутри которых находился железный шатер, где горели дрова. Снег накидывали на этот шатер, он таял, и вода стекала в канализацию.

Тяжелая ситуация с уборкой города от снега возникла во время Первой мировой войны: следствием мобилизации стал недостаток рабочих рук и перевозочных средств. Так, зимой 1916/17 годов город был завален неубранным снегом, несмотря на то что в разных его частях было выделено 49 мест для свалок чистого снега. Ситуация осложнялась сильными снегопадами, прошедшими в начале января. Домовладельцы получили разрешение сваливать снег в реки и каналы — лишь бы только туда не попадали грязь и сколотый лед.

В таком состоянии Петроград встретил Февральскую революцию. Временному правительству не довелось поучаствовать в борьбе с природной стихией: его, как известно, свергли еще до наступления зимы, а вот большевики радикально взялись за уборку снега.

Зима 1917/18 годов выдалась ранней и суровой. Площади, улицы и мосты были покрыты толстым слоем снега, дети прямо на улицах устраивали катки и катальные горки. На Невском проспекте намело столь высокие сугробы, что прохожие могли прикуривать прямо от огня газовых фонарей. Даже Лафонская площадь (с 1918 г. — площадь Диктатуры) перед Смольным была завалена снегом.

20 декабря 1917 года Петроград накрыла чрезвычайно сильная снежная буря. Как отмечал в своем дневнике Сергей Каблуков (он преподавал математику в реальных училищах), «сильный ветер крутил снежные вихри, взметая уличный снег, сметая его в огромные сугробы, засыпая рельсы, подъезды домов и лавок, витрин и пр. Трамвайное движение по многим маршрутам прекратилось… Улицы и панели не расчищаются почти нигде».

22 декабря 1917 года Совнарком принял декрет «О всеобщей повинности по очистке снега в Петрограде и на Петроградском железнодорожном узле», в котором отмечалось: «Вследствие снежных заносов подвоз продовольственных и военных грузов и перевозка их по улицам Петрограда затруднены. Движение трамваев, автомобилей, извозчиков — ломовых и легковых — также затруднено. Для очистки улиц и подъездных путей… вводится всеобщая трудовая повинность». К работе привлекали тех, кто не был занят «производительным трудом», — прежде всего представителей буржуазии и интеллигенции, а также заключенных и задержанных милицией.

Обязательным постановлением Комитета охраны Петрограда от 30 января 1918 года, подписанным его председателем Климом Ворошиловым, всем домовладельцам, домовым комитетам, дворникам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы тротуары, улицы и площади были очищены от снега немедленно, как только он выпадет. Дворники были обязаны каждую ночью соскребать снег и вычищать тротуары и улицы на своем участке и посыпать тротуары песком. Домовладельцы должны были обеспечить чистку снега вокруг своих домов, за неисполнение этого налагался штраф от 1 до 5 тысяч рублей.

Более высоким был штраф для учреждений и организаций. Так, в январе 1918 года Петроградское коммерческое училище выплатило 10 тысяч рублей за то, что снег не был убран с мостовой и тротуара возле училища. Гостинодворские торговцы были подвергнуты штрафу в размере 900 тысяч рублей за неудовлетворительное состояние улиц вокруг Гостиного двора.

Тогда же, в январе 1918 года, на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вводившая всеобщую трудовую повинность. Указывалось, что она вводится не только «для уничтожения паразитических слоев общества», но и для организации хозяйства.

В связи с этим практика привлечения населения к уборке Петрограда от снега и льда в годы Гражданской войны стала привычной. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О трудовой повинности по расчистке снеговых заносов» от 10 октября 1918 года к ней привлекались в первую очередь мужчины, живущие на нетрудовой доход или пользующиеся наемным трудом, а в случае недостатка таковых — остальные.

Наконец, в рамках принятого 10 декабря 1918 года Кодекса о труде всеобщая трудовая повинность распространялась на всех трудоспособных граждан в возрасте от 16 до 50 лет. От нее освобождались только беременные женщины, кормящие матери, а также имеющие детей до восьми лет. Кроме того, трудовая повинность не распространялась на жен рабочих, если они обслуживали семью из пяти человек.

Только после окончания Гражданской войны властям удалось постепенно наладить работу городского хозяйства. А в 1925 году Наркомат труда утвердил Положение о дворниках и ночных сторожах, предусматривавшее наличие в каждом домоуправлении не менее одного дворника.

Читайте также:

Первые памятники, посвящённые обороне Ленинграда, появились в Москве

Забытая эпоха: искусство труда и время перемен в театре «Стройка»


#трудовая повинность #история #дворники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7833) от 24.01.2025 под заголовком «Буржуазия на уборке снега».


Комментарии