Бунт кормилиц. Им подали суп без мяса

«В настоящее время администрация Санкт-Петербургского воспитательного дома занята энергичным расследованием оригинального «бунта» кормилиц, которым завершилась Масленая неделя в этом убежище детей», — сообщала газета «Петербургский листок» 26 февраля 1913 года. Поводы для недовольства копились давно: к ним относились и внутренний распорядок, и небольшое жалованье, но по‑настоящему воспламенило ситуацию предлагаемое кормилицам питание.

Бунт кормилиц. Им подали суп без мяса | ФОТО Hanna Balan on Unsplash

ФОТО Hanna Balan on Unsplash

Воспитательный дом был учрежден в царствование Екатерины II для призрения незаконнорожденных, а также сирот и детей бедняков. Поскольку в учреждение часто поступали дети грудного возраста, особую роль в нем играли кормилицы. В качестве таковых нанимали крестьянок и горожанок, занимавшихся вскармливанием младенцев в специальном грудном отделении. Порой они приносили с собой и собственных детей, которых кормили вместе с «казенными питомцами».

На момент описываемых событий в зданиях Воспитательного дома на набережной реки Мойки (ныне в них располагается Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) проживали около тысячи кормилиц. Они делились на три группы, каждая из которых в установленные часы получала в общей столовой чай, обед и ужин.

Возмущение вспыхнуло, когда служители подали суп без мяса. Раздались крики: «Не будем есть суп без мяса. И так голодны. Для Масленицы хотя бы блинов дали!». Смотритель и эконом заведения попытались успокоить кормилиц, однако их появление только подлило масла в огонь.

«Несколько кормилиц стали бросать чашки и тарелки на пол, — рассказывалось в газетной статье. — Толпа разгневанных женщин окружила представителей администрации». Одна из дам даже порывалась надеть на голову должностному лицу миску из‑под супа, но эта попытка не удалась.

Директор воспитательного дома действительный статский советник Даниил Щербачев принял энергичные меры к прекращению безобразий. По его распоряжению, служители приготовили пожарные рукава, которые были проведены по коридорам на случай возникновения огня, и предупредили кормилиц: если те не прекратят буянить, их начнут поливать водой…

Обед второй группы кормилиц уже прошел без инцидентов, хотя, по словам репортера, «служители продолжали стоять наготове с пожарными брандспойтами на руках».

Шесть наиболее активных бунтовщиц были задержаны, трех из них затем уволили, а остальные, как сообщала газета, обратились к администрации заведения «с раскаянием» и просили оставить их в воспитательном доме.

Подводя итоги, «Петербургский листок» констатировал, что с возмущением кормилиц администрация справилась своими «домашними мерами», без привлечения полиции, и пообещала послабления в порядках.

Ситуация с питанием кормилиц улучшилась, но ненадолго. В следующем году началась Первая мировая война, и дополнительными средствами на воспитательный дом власти уже не располагали. В 1918 году, после революции, бывшее императорское заведение и вовсе было упразднено, а здания на Мойке отданы под педагогический институт.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#бунт #история #недовольство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Бунт кормилиц».


Комментарии