Броненосец «ГАНГУТ» по‑прежнему остается на дне Выборгского залива

Эскадренный броненосец «Гангут» был заложен 20 мая 1889 года в Петербурге на Новом Адмиралтействе. От его закладки до гибели прошло чуть больше восьми лет. Правда, история знает и более короткие сроки службы кораблей, прямо со стапелей уходивших навстречу морским сражениям. Но дело в том, что «Гангут» погиб вовсе не в бою!..

Броненосец «ГАНГУТ» по‑прежнему остается на дне Выборгского залива | Эскадренный броненосец «Гангут» на Большом Кронштадтском рейде, 1896 год./Репродукция. ФОТО автора

Эскадренный броненосец «Гангут» на Большом Кронштадтском рейде, 1896 год./Репродукция. ФОТО автора

Последние двадцать лет XIX века были временем стремительного технического прогресса. Едва кто‑нибудь из инженеров патентовал какую‑либо новацию в судостроении, артиллерии, металлургии, как тут же следовало другое новшество, в один миг делавшее предыдущее устаревшим.

Броненосец «Гангут» в этом смысле стал наглядной иллюстрацией того периода. Основной его характеристикой надолго стала фраза, произнесенная одним из современников: «Одна мачта, одна труба, одна пушка — одно недоразумение».

Торжественная церемония спус­ка броненосца на воду состоялась 6 октября 1890 года на Новом Адмиралтействе. Все прошло в высшей степени удачно и дало повод назвать спуск «блестящим», а строителю корабля А. Е. Леонтьеву удостоиться «милостивого внимания Государя Императора и личной благодарности Генерал-Адмирала».

Еще четыре года ушло на достройку и испытания. Однако свою первую кампанию 1895 года «Гангут» начал в не самом лучшем состоянии, и в следующем году прозвучал «первый звоночек». При переходе из Транзунда в Кронштадт, двигаясь по фарватеру, броненосец налетел на камни банки (отмели) Ялкаматала. Спасательными работами руководил прибывший на учебном судне «Петр Великий» С. О. Макаров. Тогда все обошлось. К концу весны 1897 года ремонт завершили, и броненосец «Гангут» начал очередную кампанию, ставшую для него последней.

20 мая учебная («Практическая») эскадра Балтийского флота, в которую входил «Гангут», вышла из Кронштадта на Транзундский рейд. Закончив стрельбы, броненосец взял курс на северо-запад. Вскоре, в 15.45, на палубе почувствовали едва заметный толчок, похожий на удар в борт какого‑то предмета. Вахтенные кочегары отчетливо слышали скрежет под днищем. Вода стала поступать в машинное отделение.

Всего через двадцать минут пос­ле удара она уже залила топки котлов правой носовой кочегарки, затем — всех остальных кочегарок. Часть насосов по разным причинам не работала, а те, что работали, не справлялись. Героическими усилиями удалось завести под пробоину тент и пластырь, но вода продолжала прибывать. Матросы затыкали отверстия деревянными пробками и ветошью. Воду откачивали ручными помпами, в ход шли даже ведра.

На помощь пришел крейсер «Африка»: он взял «Гангут» на буксир, чтобы отвести его на мелководье. Однако крен увеличивался, возникла опасность, что броненосец опрокинется. Спасти корабль пытались четыре с половиной часа, но в конце концов стало очевидно, что он обречен. Начальник эскадры вице-адмирал С. П. Тыртов приказал начать перевозку вещей команды, однако через десять минут ее пришлось прекратить, поскольку погружение броненосца ускорилось. Команда без паники садилась в катера и шлюпки.

Командир «Гангута» капитан 1‑го ранга К. М. Тикоцкий обошел еще не залитые водой лазарет, каюты офицеров, задержался в кают-компании, окинув прощальным взглядом ковры на стенах, буфет с посудой и столовым серебром, на секунду присел у стола в своем кабинете… Убедившись, что на борту никого не осталось, он спустил корабельный флаг и последним сел в шлюпку.

В 21.40 «Гангут» стремительно повалился на левый борт и через несколько мгновений скрылся под водой. Причем всего в 7 кабельтовых (около 1,3 км) от спасительной песчаной отмели Сита-Гату…

Гибель новейшего броненосца в традиционном районе учебных плаваний в тихую погоду в окружении целой эскадры кораблей и совсем рядом с мелью вызвала переполох в Морском министерстве. «Не поддается уразумению, как от такого легкого прикосновения к камню, и на небольшом, по‑видимому, пространстве дна, при всем задраенном, в течение 6 часов времени броненосец мог пойти ко дну», — указывал в своем донесении С. П. Тыртов.

Комиссия, изучавшая причины катастрофы, выделила четыре основные причины. Плохое выполнение гидрографических промеров на главном учебном полигоне Балтийского флота. Недостатки в конструкции броненосца. Некачественное выполнение судостроительных работ, в частности, отсутствовало множество заклепок, отверстия для которых были замаскированы деревянными пробками, вылетевшими при первом же напоре воды. И, наконец, неправильная организация борьбы за спасение корабля.

Казалось, такой «букет» неизбежно приведет к наказанию высоких чинов в Морском министерстве и непосредственно С. П. Тыртова. Однако сработали родственные связи: его брат адмирал П. П. Тыр­тов занимал должность управляющего Морским министерством и подчинялся генерал-адмиралу великому князю Алексею Александровичу, который и отвечал за флот.

Поэтому спустя пять дней император Николай II изъявил «царское спасибо» за «выказанные в этом несчастном случае со стороны флагмана, командира и офицеров броненосца энергию и распорядительность, благодаря которым в минуты крайней опасности был сохранен на судне образцовый порядок и удалось спасти всех находившихся на нем людей».

Реакция власти на гибель «Гангута» привела к появлению еще одной исторической фразы. Один из заслуженных адмиралов, имея в виду орлов на адмиральских погонах, сказал, что, мол, те «иногда и на падаль садятся».

В августе 1899 года императорским указом «Гангут» был исключен из списков флота как не подлежащий восстановлению. В 1901 году слушатели кронштадтской водолазной школы смогли поднять с броненосца скорострельные пушки Готчкиса, минный аппарат с парового катера и другое имущество, а главное, «кормового орла» — деревянный расписной герб Российской империи. Кроме того, были подняты украшавшие кормовую часть броненосца две золоченые резные медали — увеличенные копии награды, которую получали офицеры, участвовавшие в Гангутском сражении. Кормовое украшение ныне находится в Центральном военно-морском музее, а судьба медалей неизвестна.

О «Гангуте» вспомнили спустя почти век, в 1988 году, когда совместная советско-польская экспедиция аквалангистов обследовала броненосец и подняла два больших окованных медью штурвала, дверные замки, латунные таблички с орудий и фрагмент кормового украшения, который не удалось достать в 1901‑м.

Нынче броненосец продолжает лежать на дне Выборгского залива. По словам водолазов, прекрасно сохранились золоченый носовой герб Российской империи и расположенное под ним украшение в виде носовой части древнерусской ладьи. С балкона капитанской каюты видны все интерьеры капитанского салона: мебель, резные деревянные панели на стенах. На стенах по‑прежнему висят бронзовые бра с целыми стеклянными шарами…


#броненосец #история #гибель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7522) от 13.10.2023 под заголовком «Происшествие на рейде».


Комментарии