Ботик Петра I приехал на поезде. Зачем потревожили старинное судно?

Знаменитый ботик Петра I, официально признанный «дедушкой русского флота», — одна из главных петровских реликвий. В 1723 году он по распоряжению самого Петра был перевезен из Москвы на берега Невы, хранился в Петропавловской крепости и за все дореволюционное время всего шесть раз покидал ее, причем всегда ради различных торжественных событий. Последний раз ботиком воспользовались в мае 1872 года, когда он совершил путешествие на «историческую родину» и, как во времена молодости своего венценосного капитана, торжественно проплыл по Москве-реке. Поводом послужила Политехническая выставка, приуроченная к 200‑летнему юбилею со дня рождения Петра Великого. Подробности сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Ботик Петра I приехал на поезде. Зачем потревожили старинное судно? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Накануне путешествия ботик заново покрасили изнутри и снаружи, у него заменили киль, а подводную часть обили медью. Отправление ботика происходило в точном соответствии с особым церемониалом, лично утвержденным императором Александром II.

Члены Адмиралтейств-совета (высшего военно-морского учреждения) подписали «форменную расписку» в принятии реликвии и вручили ее коменданту Николаю Дмитриевичу Корсакову. После этого специально сформированная команда из военно­служащих Морского гвардейского экипажа взяла ботик на руки и под наблюдением многочисленной публики пронесла его через крепость к Невским воротам, где ждала заранее приготовленная баржа.

«Со всевозможной осторож­ностью» ботик установили на баржу, после чего к нему присоединился почетный караул «в форме и вооружении, современных Великому Петру». После того как баржу принял на буксир паровой баркас и она двинулась по Неве, со стен крепости и стоящих напротив кораблей грянул пушечный салют в честь «дедушки русского флота».

Сопровождаемая почетным эскортом судов, баржа с ботиком торжественно проходила мимо заполненных публикой набережных. Как указывалось в отчете, «все дома здесь и, в особенности, те, основание которых относится к Петровской эпохе, были пышно расцвечены флагами». Праздничное оформление к этому дню получили стоявшие на Неве корабли, яхты и шлюпки. На самом ботике подняли императорский штандарт и флаг с андреевским крестом.

У «Медного всадника» баржа с ботиком причалила к парадной пристани, где ее встречали ­войска и духовенство. Был отслужен благодарственный молебен, «провозглашена вечная память великому императору Петру I и, вслед за сим, многолетие победоносному российскому флоту». Вновь был дан салют из Пет­ропавловской крепости и с ко­раблей, после чего ботик продолжил свой путь.

Процессия добралась до Гутуевского острова, где после очередной церемонии ботик водрузили на специальную «великолепно отделанную вагонную платформу», покрытую красным сукном, и по железной дороге, построенной товариществом Николая Путилова для соединения его завода с побережьем Финского залива и железными дорогами столицы, отправили в Москву. Локомотив с вензелем Петра I был украшен гирляндами, цветами и флагами.

В Москву ботик прибыл вечером следующего дня, а 30 мая, в день рождения Петра Великого, судно торжественно спустили на воду и на буксире доставили к Морскому павильону Политехнической выставки, располагавшемуся у стен Кремля. На берегу Москвы-реки для встречи «дедушки русского флота» собрались свыше 100 тысяч человек.

Все лето 1872 года реликвия находилась в центре Морского павильона, экспонаты которого рассказывали о развитии российского кораблестроения с петровских времен. 30 августа под звуки орудийного салюта и хора военной музыки ботик был отправлен в обратный путь.

И снова все повторилось, только в обратном порядке. Ботик водрузили на ту же баржу, что и в мае, Петропавловская крепость салютовала «дедушке русского флота» 31 орудийным выстрелом, на что он отвечал тремя выстрелами из установленных на его борту фальконетов — небольших артиллерийских орудий. Комендант Корсаков встретил судно у Невских ворот и с почетным караулом сопроводил до места хранения в Ботном доме, куда ботик снова перенесли на руках военнослужащие Морского гвардейского экипажа.

С чем были связаны такие особые церемонии? Двухсотлетний юбилей Петра I, торжественно и с большим размахом отмечавшийся в 1872 году, пришелся на своеобразный пик эпохи великих реформ, а потому имел важное политическое и символическое значение. Поэтому для Александра II и правящей элиты было важно «застолбить» за собой авторитет Петра I и величие его деяний.

Уже полным ходом шли военные реформы, всего через два года после выставки была ликвидирована рекрутская система и введена всесословная воинская повинность. У новой системы комплектования армии и флота было немало противников в среде консервативно настроенных военных деятелей и дворянских пуб­лицистов, отстаивавших свою сословную неприкосновенность. В этом смысле славное военное прошлое Петровской эпохи (а ботик являлся одним из ее зримых символов) должно было послужить изменению общественного мнения в пользу преобразований.

Ради того чтобы успешно разрешить эту «политтехнологическую» задачу, и решено было потревожить «дедушку русского флота». Вопрос о сохранности старинного судна во время перемещения из одной столицы в другую и длительного экспонирования на чрезвычайно популярной и многолюдной Политехнической выставке был отодвинут на второй план.

После возвращения ботика на берега Невы его больше ни разу не подвергали подобным переездам. Даже в 1903 году, когда отмечалось 200‑летие Петербурга, он не принимал участия в юбилейных торжествах. Уже после революции, в 1928 году, петровское судно перевезли в Петергоф, где оно на протяжении 12 лет находилось в деревянном павильоне-беседке недалеко от дворца «Монплезир». А в 1940 году его поместили в Центральный военно-морской музей, где оно находится и ныне.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#судно #история #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7241) от 26.08.2022 под заголовком «Ботик приехал на поезде».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».