Борцы со снегом

«Снег идет, снег идет, // Снег идет и все в смятеньи...» Для кого-то, как для Бориса Пастернака, густо падающий снег - источник вдохновения. А для дворников - беда.

Борцы со снегом | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Помнится, в юности я просыпался рано утром от характерного звука, который издавали деревянные лопаты дворников, расчищавших дворы. Лед кололи ломами или специальными скребками. Колют и скребут и сейчас, только лопаты теперь металлические... А как справлялись с последствиями снегопада во времена «доисторического материализма»?

Разумеется, перед дворцами чисто было всегда, но далеко не каждая улица удостаивалась такой чести. Так, художник М. В. Добужинский в своих воспоминаниях отмечал, что Симбирская улица (ныне ул. Комсомола) была «всегда запушенная снегом». А далее он описывал премилую картину уборки снега в Петербурге.

«Зимой я с завистью смотрел, как дворники особыми зубчатыми лопатками скалывали ледок на тротуарах, и он отскакивал аппетитными пластинками. Иногда панель загораживалась рогатками - дворники сбрасывали с крыши снег, и тогда надо было сворачивать на середину улицы, и какой это был особенный петербургский звук - гулко бухающие снеговые глыбы! Когда выпадал слишком глубокий снег, его усиленно счищали, и кучи его, иные с воткнутой лопатой или метлой, тянулись вдоль всех тротуаров. Весной целые полки дворников в белых передниках быстро убирали снег с улиц (любили острить, что дворники делают весну в Петербурге)».

Вопрос в том, как убирали. Видимо, снег вывозили к близлежащей набережной и сбрасывали в воду или на лед. Я сам хорошо помню 1960-е годы: еще неустроенную набережную Робеспьера и вереницу самосвалов, сбрасывающих снег в Неву...

Судя по изображениям XIX века, снег топили, то есть использовали примитивные снеготаялки. Снег наваливали в чаны, под ними разводили костер, и талую воду выпускали через простенький кран, а то и вовсе без оного - просто в дырку.

Производительность таких снеготаялок была весьма низкой и, кроме того, дым от горящих дров или, не дай бог, угля (от него идет черный дым не очень приятного запаха) особой радости жителям расположенных рядом домов не доставлял. Предприимчивые умы не дремали, и изобретатели периодически предлагали различные конструкции снеготаялок, которые, по их мысли, должны значительно ускорять процесс растапливания снега.

О том, какие это были конструкции, рассказывает, в частности, «Свод привилегий, выданных в России». Его издал отдел промышленности Министерства торговли и промышленности в 1910 году. В свое время эти сборники хранились в патентной библиотеке в Инженерном замке.

Так, 31 декабря 1905 года воронежский крестьянин П. Беликов получил привилегию № 10658 на изобретенную им снеготаялку. Кирпичная печь помещалась внутри деревянного бака, который наполнялся снегом. Эта снеготаялка была весьма громоздкой и тяжелой, хоть автор и уверял, что ее можно разметить и на любых транспортных средствах.

Губернский секретарь Н. Якобсон 5 ноября 1908 года «заявил» в Петербурге конструкцию снеготаялки, как сказали бы сейчас, экологически безопасную и гораздо более компактную. Вместо кирпичной печи в резервуар помещался «железный цилиндр с топкой». Изюминкой этой конструкции был патрубок, который мог соединяться с водосточной трубой, и дым, таким образом, через оную выходил над крышей дома, не омрачая жизнь обитателей. К сожалению, эта изюминка по большей части была бесполезной, так как водосточные трубы и в детские годы Добужинского были плотно забиты льдом. Якобсон в 1910 году на свою снеготаялку получил патент № 17887.

В том же, 1910-м, году привилегию на снеготаялку получил «финляндский уроженец» И. фон Квантен. Придуманная им конструкция отличалась наличием «прибора для дутья», посредством которого «воздух проникает через очаг, откуда газообразные продукты горения вытесняются давлением воздуха в резервуар со снегом». Мехи для дутья располагались под топкой и приводились в действие с помощью специальной педали. В целом это было весьма сложно и недешево.

Были ли реализованы эти проекты хотя бы в единичном экземпляре, сказать трудно. Учитывая, что решения принимались исключительно медленно, а через четыре года и вовсе началась Первая мировая война, можно предположить, что все проекты так и остались на бумаге...

Первые снеготаялки «нового поколения» в Петербурге появились в 2009 году. Но лом и лопата по-прежнему остаются основными «механизмами» в борьбе со снегом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...