Борцы со снегом

«Снег идет, снег идет, // Снег идет и все в смятеньи...» Для кого-то, как для Бориса Пастернака, густо падающий снег - источник вдохновения. А для дворников - беда.

Борцы со снегом | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Помнится, в юности я просыпался рано утром от характерного звука, который издавали деревянные лопаты дворников, расчищавших дворы. Лед кололи ломами или специальными скребками. Колют и скребут и сейчас, только лопаты теперь металлические... А как справлялись с последствиями снегопада во времена «доисторического материализма»?

Разумеется, перед дворцами чисто было всегда, но далеко не каждая улица удостаивалась такой чести. Так, художник М. В. Добужинский в своих воспоминаниях отмечал, что Симбирская улица (ныне ул. Комсомола) была «всегда запушенная снегом». А далее он описывал премилую картину уборки снега в Петербурге.

«Зимой я с завистью смотрел, как дворники особыми зубчатыми лопатками скалывали ледок на тротуарах, и он отскакивал аппетитными пластинками. Иногда панель загораживалась рогатками - дворники сбрасывали с крыши снег, и тогда надо было сворачивать на середину улицы, и какой это был особенный петербургский звук - гулко бухающие снеговые глыбы! Когда выпадал слишком глубокий снег, его усиленно счищали, и кучи его, иные с воткнутой лопатой или метлой, тянулись вдоль всех тротуаров. Весной целые полки дворников в белых передниках быстро убирали снег с улиц (любили острить, что дворники делают весну в Петербурге)».

Вопрос в том, как убирали. Видимо, снег вывозили к близлежащей набережной и сбрасывали в воду или на лед. Я сам хорошо помню 1960-е годы: еще неустроенную набережную Робеспьера и вереницу самосвалов, сбрасывающих снег в Неву...

Судя по изображениям XIX века, снег топили, то есть использовали примитивные снеготаялки. Снег наваливали в чаны, под ними разводили костер, и талую воду выпускали через простенький кран, а то и вовсе без оного - просто в дырку.

Производительность таких снеготаялок была весьма низкой и, кроме того, дым от горящих дров или, не дай бог, угля (от него идет черный дым не очень приятного запаха) особой радости жителям расположенных рядом домов не доставлял. Предприимчивые умы не дремали, и изобретатели периодически предлагали различные конструкции снеготаялок, которые, по их мысли, должны значительно ускорять процесс растапливания снега.

О том, какие это были конструкции, рассказывает, в частности, «Свод привилегий, выданных в России». Его издал отдел промышленности Министерства торговли и промышленности в 1910 году. В свое время эти сборники хранились в патентной библиотеке в Инженерном замке.

Так, 31 декабря 1905 года воронежский крестьянин П. Беликов получил привилегию № 10658 на изобретенную им снеготаялку. Кирпичная печь помещалась внутри деревянного бака, который наполнялся снегом. Эта снеготаялка была весьма громоздкой и тяжелой, хоть автор и уверял, что ее можно разметить и на любых транспортных средствах.

Губернский секретарь Н. Якобсон 5 ноября 1908 года «заявил» в Петербурге конструкцию снеготаялки, как сказали бы сейчас, экологически безопасную и гораздо более компактную. Вместо кирпичной печи в резервуар помещался «железный цилиндр с топкой». Изюминкой этой конструкции был патрубок, который мог соединяться с водосточной трубой, и дым, таким образом, через оную выходил над крышей дома, не омрачая жизнь обитателей. К сожалению, эта изюминка по большей части была бесполезной, так как водосточные трубы и в детские годы Добужинского были плотно забиты льдом. Якобсон в 1910 году на свою снеготаялку получил патент № 17887.

В том же, 1910-м, году привилегию на снеготаялку получил «финляндский уроженец» И. фон Квантен. Придуманная им конструкция отличалась наличием «прибора для дутья», посредством которого «воздух проникает через очаг, откуда газообразные продукты горения вытесняются давлением воздуха в резервуар со снегом». Мехи для дутья располагались под топкой и приводились в действие с помощью специальной педали. В целом это было весьма сложно и недешево.

Были ли реализованы эти проекты хотя бы в единичном экземпляре, сказать трудно. Учитывая, что решения принимались исключительно медленно, а через четыре года и вовсе началась Первая мировая война, можно предположить, что все проекты так и остались на бумаге...

Первые снеготаялки «нового поколения» в Петербурге появились в 2009 году. Но лом и лопата по-прежнему остаются основными «механизмами» в борьбе со снегом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.


Комментарии