Главная городская газета

Богатырь на аэроплане

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петебург Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Богатырь на аэроплане | В конце весны 1915 года портрет прославленного летчика Первой мировой появился в иллюстрированном приложении к газете «Новое время». А в апрельском номере журнала «Весь мир» за 1916-й говорилось: «О подвигах Степана Ноздровского рассказывают целые легенды

В конце весны 1915 года портрет прославленного летчика Первой мировой появился в иллюстрированном приложении к газете «Новое время». А в апрельском номере журнала «Весь мир» за 1916-й говорилось: «О подвигах Степана Ноздровского рассказывают целые легенды

«В зале появляется высокий богатырского сложения летчик с цветущим энергичным лицом. Прения резко обрываются, и председатель, поднявшись с места, приветствует воздушного героя, грудь которого украшена знаком высокого военного отличия...». По сообщению журнала «Весь мир», именно так чествовали в 1916 году в стенах Императорского всероссийского аэроклуба героя Первой мировой Степана Андреевича Ноздровского.

Он был одним из первых асов воздушной разведки в России. Еще будучи студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Ноздровский увлекся авиацией. После его окончания работал на авиационном заводе Сергея Щетинина, затем поступил в летную школу созданного в 1908 году Императорского всероссийского аэроклуба.

Экзаменационный полет Степана Ноздровского, совершенный в августе 1913 года с Комендантского аэродрома, дал мировой рекорд: пять «горизонтальных восьмерок» за шесть с половиной минут. Как способного авиатора Степана Ноздровского оставили в школе инструктором. С началом Первой мировой он поступил «охотником» в Особый авиационный отряд, получивший позже наименование 34-го корпусного авиационного.

Воздушную разведку тогда использовали крайне ограниченно – прежде всего для корректировки ударов артиллерии. Кроме того, разведка на аэропланах тогда была еще и чрезвычайно опасна: они не имели броневой защиты и могли быть сбиты с земли ружейным или пулеметным огнем.

Авиационный отряд, в котором воевал Ноздровский, действовал на Северо-Западном фронте, участвовал в Августовской операции (Августов – город в Польше), сражался в Восточной Пруссии. Уже в первые месяцы войны молодой летчик был награжден Георгиевским крестом IV степени за «неоднократно с успехом произведенные воздушные разведки».

Всего же за первый год войны Ноздровский заслужил четыре солдатских Георгиевских креста и был произведен в офицеры – стал прапорщиком. В 1915 году за воздушные разведки Ноздровского наградили первым офицерским орденом – Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость».

После революции, с марта 1918 года, Степан Ноздровский был начальником авиашколы частного Казанского общества воздухоплавания. После взятия Казани войсками генерала Каппеля и частями Чехословацкого корпуса поручик Ноздровский вступил в белую армию. После ее крушения Ноздровского – из-за острой нехватки квалифицированных кадров – мобилизовали в Красную армию. С мая 1924 года он был преподавателем Академии военно-воздушного флота РККА им. Жуковского, участвовал в подготовке первого отряда штурманов для военной авиации.

20 ноября 1925 года Ноздровский был уволен из рядов РККА «как бывший белый офицер», но репрессий избежал. И уже с 1 мая 1926 года по личному ходатайству был вновь принят на службу на должность старшего летчика-наблюдателя Научно-опытного аэродрома ВВС РККА. В 1927 году Степан Андреевич был вторично уволен из рядов Красной армии – теперь уже с формулировкой «за невозможностью дальнейшего использования». Возможно, это спасло Ноздровского от волны репрессий 1920-х годов: он просто выпал из поля зрения ОГПУ – НКВД.

Бывший летчик-ас трудился рабочим, инженером, часто менял места службы. Тем не менее научную работу не бросал, и в 1939 году в издательстве «Оборонгиз» даже вышла его книга «Общая теория и методика расчета измерительных приборов». В годы Великой Отечественной войны Ноздровский работал в Военно-воздушной академии им. Жуковского, возглавляя кафедру штурманского факультета. Впоследствии, до самой смерти в 1949 году, трудился в Московском авиационном институте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook