Бочка с заклепками

Недавно довелось в очередной раз побывать на экскурсии в Кронштадте. Возле памятника С. О. Макарову на Якорной площади экскурсовод подробно рассказывала, какие события из жизни флотоводца скульптор Леонид Шервуд запечатлел на барельефах. Одно из них – «Ермак» во льдах. Речь идет, очевидно, об арктической экспедиции 1901 года, когда «Ермак» первым из русских кораблей прошел к Земле Франца-Иосифа... И вдруг одна из экскурсанток воскликнула: «А я служила на том самом «Ермаке»!» Все были потрясены. Одно дело воспринимать давнюю, казалось бы, историю, и совсем другое, когда перед тобой – очевидец событий жизни первого русского ледокола.

Бочка с заклепками |

«Ермак» был сконструирован и построен под руководством вице-адмирала С. О. Макарова. Именно у него родилась идея использовать ледокол для покорения северных морей, проведения круглогодичной навигации в полярных широтах и достижения Северного полюса. «Ермак» построили в Англии на верфи в Ньюкасле. 1 марта 1899 года корабль покинул Англию, для него началась долгая трудовая жизнь. Первое испытание ледокол прошел в Кронштадтском порту, где успешно освободил из ледяного плена корабли эскадры.

На долю «Ермака» выпала очень долгая и славная жизнь. Хотя ему так и не удалось побывать на Северном полюсе, но правоту своего создателя он подтвердил с лихвой, долгие годы оставаясь флагманом российского и советского ледокольного флота. В 1918 году «Ермак» спас Балтийский флот, обеспечив его знаменитый ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 1932 года водил караваны по Северному морскому пути, в 1938-м снимал со льдины четверку папанинцев. А в годы Великой Отечественной войны участвовал в эвакуации военной базы с полуострова Ханко, под артобстрелами и авианалетами водил по Балтике боевые корабли и транспорт.

После войны «Ермак» снова работал на Севморпути. Именно там и довелось служить на легендарном ледоколе героине нашего рассказа – Музе Алексеевне Зверевой (до замужества Красильниковой). Она родилась в 1933 году и выросла в Ленинграде. Мечтала стать врачом, в 1958 году окончила Ленинградский педиатрический институт. В том же году стал врачом и ее муж. Они получили распределение в город Мурманск. Жилья не было, и молодых направили работать на ледокол «Ермак», где их и поселили.

Был ноябрь, навигация по Северному морскому пути была закончена, и все ледоколы стояли на приколе. Большая часть команды «Ермака» оставалась на борту. Муза Алексеевна вспоминает: «Мое первое впечатление от знаменитого ледокола – огромная железная бочка с большими заклепками на корпусе. Мы поднялись по трапу, зашли в дежурную рубку. Нас знакомят со старшим помощником капитана, и вахтенный матрос провожает нас в отведенную каюту в носовой части судна, третью по правому борту. Так мы влились в команду легендарного ледокола «Ермак»!».

Каюта адмирала Макарова сохранялась на ледоколе как музей. Она находилась на верхней палубе. В ней Музе Зверевой запомнилось множество книг, находящихся в стеллажах вдоль стен, большой письменный стол посередине и широкая адмиральская кровать.

Муза Алексеевна хорошо помнит, каким большим и хорошо оборудованным был медицинский отсек, где она работала. Там были и операционная, и перевязочная, и лазарет. К счастью, моряки – народ крепкий, и ничего серьезного не случалось.

В июне после ремонта «Ермак» приступил к своей главной работе – проводке судов по Северному морскому пути. Муза Алексеевна осталась на берегу, муж ушел на ледоколе. Вскоре Муза Зверева родила дочь. В родильный дом принесли радиограмму, где говорилось, что команда «Ермака» поздравляет ее с этим счастливым событием...

«Ермак» находился в строю 65 лет – невероятное долголетие для ледокола! После списания в 1963 году его пустили на слом. Очевидцы рассказывали, что ветераны Севморпути не могли сдержать слез, отправляя корабль в последний путь.

К сожалению, легендарный «Ермак» не сочли нужным сохранить как музей. На память остался только макет в Музее Арктики и Антарктики да барельеф на памятнике легендарному адмиралу Макарову в Кронштадте. В 1974 году в строй вошел новый дизельный ледокол, которому дали имя его предшественника – «Ермак». А к Северному полюсу стали ходить «внуки» макаровского «Ермака» – атомные ледоколы.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...