Благородный соперник

Говоря о Сергее Рахманинове, современники неизменно отмечали его исключительное благородство. К примеру, Борис Асафьев считал, что «прочная мелодическая основа, на которой покоилось здание рахманиновского композиторства, имела родником своим его своеобразный волевой аристократизм и душевное благородство».

Благородный соперник | Рахманинова называли «идеальным исполнителем-стратегом»: он вживался в произведение, которое играл. Из архива редакции

Рахманинова называли «идеальным исполнителем-стратегом»: он вживался в произведение, которое играл. Из архива редакции

Оба качества проявились, к примеру, в том, как Рахманинов отнесся к скоропостижной смерти композитора Александра Скрябина, которая потрясла весь музыкальный мир. Ведь Рахманинов и Скрябин с юности, то есть с конца 1880-х годов, когда они еще учились в Московской консерватории, были в определенном смысле соперниками.

Когда же оба композитора стали знаменитыми, их поклонники разделились на два враждующих лагеря: «скрябинисты» и «рахманисты» горячо дискутировали о значимости своих кумиров, причем споры нередко доходили до скандалов, иногда с рукоприкладством. Сам же Рахманинов относился к Скрябину вполне толерантно, дирижировал его фортепианным концертом (солист – автор), принимал у себя дома в Москве...

Скрябин скончался в апреле 1915 года в самом расцвете сил от роковой царапины, приведшей к заражению крови. Смерть товарища юности настолько глубоко потрясла Рахманинова, что он, с 1900-х годов исполнявший только собственные произведения, решил посвятить следующий концертный сезон исполнению музыки Скрябина. Это явилось одним из лучших «венков на могилу» Скрябина.

Уже в сентябре 1915 года Рахманинов выступил со скрябинским циклом в зале Мариинского театра, повторил эту же программу в Москве, затем дал ряд концертов из сочинений Скрябина в других городах России. По благородному намерению Рахманинова гонорары за эти концерты шли в фонд осиротевшей семьи Скрябина. То, что Рахманинов включил в репертуар музыку другого композитора, тем более Скрябина, художника, противоположного ему по духу, само по себе привлекло особое внимание публики.

Для музыкантов и любителей искусства обращение Рахманинова к творчеству Скрябина явилось полнейшей неожиданностью. Одни считали это с его стороны «дьявольским ходом», желанием «разоблачить, раздеть» Скрябина. Другие возмущались «порчей» Скрябина, которого Рахманинов, по их мнению, огрубил, и что после «серебристого», филигранного исполнения самого Скрябина слушать «прозаическую» игру Рахманинова было «просто невозможно». Наконец, третьи справедливо видели в этом акт великодушия. Кто-то даже выразился так: если бы Скрябин был жив, а Рахманинова внезапно не стало, то концертов его памяти Скрябин бы не дал...

Впрочем, это было не первое проявление благородной натуры Рахманинова. Несколькими годами ранее, когда он состоял в должности инспектора музыки при принцессе Елене Саксен-Альтенбургской (руководившей Императорским русским музыкальным обществом), вступился за Матвея Пресмана, своего товарища с детских лет. Того травили антисемитски настроенные попечители музыкального училища в Ростове-на-Дону. В знак протеста Рахманинов даже подал в отставку.

Известны многочисленные благотворительные концерты Рахманинова в пользу заключенных в начале ХХ века, в пользу солдат и раненых во время Русско-японской и Первой мировой войн. Беспримерной является благотворительная деятельность Сергея Рахманинова в помощь соотечественникам в 1920 – 1940-х годах, и особенно его помощь Красной армии в 1941 – 1943 годах...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5759) от 05.08.2016.


Комментарии