«Великодушный корсар». История крейсера «Эмден» времен Первой мировой

Среди миниатюрных экспонатов Центрального военно-морского музея - модель германского крейсера «Эмден» времен Первой мировой войны, помещенная в бутылку. Причем внутри нее выстроен целый сюжет: у корабля даже идет дым из труб...

«Великодушный корсар». История крейсера «Эмден» времен Первой мировой | Фото: Дмитрий Соколов

Фото: Дмитрий Соколов

«Эмден», заложенный в 1906 году на верфи военно-морских сил в Данциге (ныне польский Гданьск), получил известность своими успешными действиями против торгового судоходства и военных кораблей стран Антанты в Индийском океане. С 1 августа по 9 ноября 1914 года «Эмден» захватил 23 торговых судна, а также потопил русский крейсер «Жемчуг» и французский эсминец.

Несведущим людям всегда удивительно: как можно поместить корабль в бутылку. Для специалистов же все понятно. Корпус, предварительно разобранный на части, собирают специальными инструментами уже внутри бутылки, а в основании мачт или труб прячут шарнир, позволяющий наклонить их и сложить.

Исследователи называют «Эмден» «благородным рейдером» или «великодушным корсаром». Капитан крейсера фон Мюллер имел репутацию истинного джентльмена на войне. Дело в том, что он строго соблюдал законы и обычаи боевых действий на море, гуманно относился к пленным. В результате действий крейсера не погиб ни один человек из числа команд и пассажиров захваченных торговых судов.

Однако рано или поздно удача должна была отвернуться от неуязвимого рейдера. В бою у Кокосовых островов он был побежден австралийским крейсером «Сидней». Правда, и тут все было весьма благородно.

Когда исход боя был уже понятен, командир «Эмдена» получил сообщение: «Во имя гуманности имею честь потребовать сдачи вашего корабля. Отдавая должное вашей доблести, я вынужден констатировать следующее: 1. Ваш корабль на камнях. Три дымовых трубы и мачта сбиты. Большинство орудий выведены из строя. 2. Вы не в состоянии уйти с этого места. С другой стороны, вверенный мне корабль цел и невредим. Поэтому, с моей точки зрения, сдача для вас не является бесчестьем, а всего лишь результатом неблагоприятно сложившихся обстоятельств».

Команда германского крейсера ответила согласием. Сам же «Эмден» простоял на камнях до середины 1950-х годов, когда стал добычей японской судостроительной компании... Одно из его орудий установлено в гайд-парке в Сиднее.

Материал был опубликован в газете под № 113 (6222) от 27.06.2018 под заголовком «Благородный рейдер».

#Военно-морской музей #история #крейсер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6222) от 27.06.2018.


Комментарии