Билеты латунные, рельсы чугунные

«Русский долго запрягает, но быстро едет». Существует мнение, что эта поговорка пошла от особенностей русской упряжки с тремя лошадьми. Она требует много времени на подготовку экипажа, но в итоге тройка едет быстрее. Так было в России и со строительством железных дорог. Процесс шел извилистыми тропами и окольными путями. Непростой климат, огромные расстояния и даже лобби конных перевозчиков - все говорило против.

Билеты латунные, рельсы чугунные | Латунные билеты были многоразовыми, поэтому их и называли «вечными».<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Латунные билеты были многоразовыми, поэтому их и называли «вечными».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В начале XIX века шла острая полемика между сторонниками и скептиками прокладки стальных магистралей в России. Царь слушал, вникал... И только в 1836 году - аккурат в то время, когда списывали в утиль легендарный паровоз Черепановых, собранный под Нижним Тагилом, император высочайшею волею изрек: «Железным дорогам общего пользования в России быть!». Правда, с оговоркой - не из Петербурга в Москву, как предлагал апологет железных дорог фон Герстнер, а всего лишь из столицы в Царское Село и далее до Павловска.

Первый состав из Петербурга в Царское Село вел паровоз, построенный в Англии на заводе «Р. Стефенсон и Ко». Его машинистом был сам Франц Герстнер. 22 мая 1838 года открылось движение на всем протяжении дороги до Павловска, где был отстроен «воксал», в те времена служивший залом для музыкальных выступлений. Там, как известно, почитали за честь выступить знаменитые музыканты своего времени...

Все оборудование и подвижной состав Герстнер заказал за границей - в Англии и Бельгии. Локомотивы переправляли на парусных судах, везли их вместе с углем и другими материалами. Корабли прибывали в кронштадтский порт, откуда части вагонов и детали паровозов доставляли пароходами в Петербург, а потом на телегах - в Царское Село для сборки.

Первоначально все поступившие на дорогу паровозы никаких названий не имели и различались лишь по маркам заводов-изготовителей. Это вызывало путаницу, поскольку два английских предприятия поставили по две машины. Имена паровозам стали давать пассажиры и работники дороги. Так, первая машина, построенная на заводе Т. Гакворта, присутствовавшим на ее испытаниях показалась очень большой, и ее окрестили «Северным слоном».

Официально имена паровозам были даны 3 ноября 1838 года на праздновании годовщины открытия линии. За паровозом, изготовленным на заводе Т. Гакворта, осталось название «Слон». Машинам, изготовленным на заводе Стефенсона, дали имена «Проворный» и «Стрела»; Кокериля - «Богатырь»; Тейлора - «Орел» и «Лев».

Самым ненадежным из шести первых машин Царскосельской линии оказался паровоз, который обошелся в 14,3 тыс. рублей серебром. Уже в 1839 году его сняли с поездной работы и использовали на маневрах. В 1840 году был куплен новый паровоз от Стефенсона «Вадим». Лучше всех зарекомендовали себя «Стрела», «Проворный» и «Богатырь», ставший самым дешевым из первых паровозов, за него отдали 12 тысяч рублей серебром. Два первых локомотива данной серии проработали с поездами до середины ХIХ века, а «Богатырь», переименованный в 1849 году в «Россию», был отставлен от рейсов только в конце 1860 года.

К сожалению, оригиналы раритетной техники не сохранились, но в Центральном музее железнодорожного транспорта в Петербурге есть большая коллекция музейных предметов, отражающих историю Царскосельской железной дороги. Здесь находятся как подлинные артефакты, относящиеся к истории дороги, так и уникальные модели.

Особое место в коллекции занимает модель паровоза «Проворный»: она была изготовлена в 1839 году, когда настоящий образец еще курсировал между Петербургом и Царским Селом. Этот локомотив весил 17,6 тонны, развивал максимальную скорость 60 км/час, имел мощность 146 лошадиных сил. Он проработал на Царскосельской железной дороге девятнадцать лет.

Модель «Проворного» также стала раритетом - это старейшая техническая реплика паровоза в мире. Модель в масштабе 1:4 изготовили в позапрошлом веке студенты Петербургского технологического института Вазинский, Белли и Бевад.

Парк подвижного состава к моменту открытия дороги насчитывал шесть паровозов и 16 вагонов четырех типов, построенных в Англии и Бельгии. В составе первых поездов были вагоны четырех классов, причем сквозных проходов между вагонами не было. Желающие могли путешествовать также в собственных экипажах, которые ставили на специальные платформы. В таких случаях прицепляли вагон для перевозки лошадей.

Первые билеты Царскосельской железной дороги были изготовлены из латуни, их называли «жестянки», или «вечные билеты». На них указывался тип вагона и место пассажира. Пассажиры должны были предъявлять жетон кондуктору при посадке, а при выходе - сдавать ему. Латунные билеты были в употреблении до 1860-х годов, затем их заменили на бумажные.

Прокатиться из Петербурга в Царское Село можно было за 2,5 рубля и 1,8 рубля. Народ победнее путешествовал в «шарабанах» - так назывались открытые вагоны с крышей. За поездку в них пассажиры выкладывали по 80 копеек. Еще дешевле стоил проезд в вагонах четвертого класса.

Принято считать, что история Российских железных дорог начинается с Царскосельской. Хотя еще в 1755 году для перевозки породы на рудниках Алтая был построен узкоколейный путь с деревянными рельсами, по которым двигались деревянные же вагонетки. Однако именно Царскосельская железная дорога, несмотря на более чем скромную протяженность и незначительное экономическое значение, сыграла главную роль в развитии нового вида транспорта в нашей стране. На торжественном собрании Императорского Русского технического общества, посвященном 50-летию железных дорог в России, Царскосельскую железную дорогу по значимости ставили в один ряд с деяниями Петра Великого.

Редакция благодарит заместителя директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта Людмилу Ласточкину за предоставленные материалы.

#Царская железная дорога #билеты #паровозы

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...