Без «рогов» и проводов. Первые электромобили на улицах Ленинграда
«У тротуара останавливается небольшая, окрашенная в светло-кремовый цвет, машина. Над передним стеклом надпись — «Почта». Из машины выходит девушка в форме связиста. Она вынимает из кузова пачку писем, газет, журналов и направляется в дом. Отдав корреспонденцию адресатам, почтальон садится в кабину, машина неслышно бежит дальше по улице, не оставляя за собой ни запаха бензина, ни пятен масла на асфальте», — сообщала газета «Вечерний Ленинград» весной 1952 года в заметке «Первые электромобили».

ФОТО serjan midili on Unsplash
Как сообщалось в той же публикации, «электромобили — машины с электрическим двигателем, приводящимся в движение от аккумуляторов». Автобаза Ленинградского почтамта получила их в начале 1952 года. Больше полутора месяцев «продолжалось их освоение и оборудование специальной зарядной станции». И когда в марте того же года горожане впервые увидели почтовые электрокары на улицах Ленинграда, они сразу привлекли к себе внимание: «вагонного типа, напоминающие уменьшенный в несколько раз троллейбус, они не имеют палок с контактами, не нуждаются и в проводах»…
Может показаться удивительным, но экипажи на электрической тяге появились на улицах нашего города еще в конце XIX века. Так, владелец петербургской мастерской «Сила и свет» инженер-электрик Г. А. Щавинский сконструировал электромобиль еще в 1885 году. Спустя три года популярный журнал «Велосипедист» сообщал об успехах еще одного умельца: «В Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов в настоящее время находится изобретенная русским техником И-вым электрическая карета. Весь механизм находится внутри кареты. Аккумуляторы заряжаются на четверо суток. В такой карете очень удобно совершать путешествия по проселочным дорогам».
Но самое пристальное внимание привлекли к себе работы инженера Ипполита Романова. Первый электромобиль его конструкции, которому почему‑то дали прозвище «кукушка», был построен в 1899 году на петербургской фабрике акционерного общества «Фрезе и К». Зарядки аккумуляторов хватало на 60 верст пути.
Затем появился первый отечественный электрический омнибус Романова. Он был рассчитан на 16 пассажиров и напоминал трамвайный вагон. Изобретатель планировал использовать эти омнибусы как общественный транспорт. 19 января 1901 года Ипполит Романов обратился в столичную Городскую думу с просьбой дозволить ему организацию в городе десяти маршрутов электрических омнибусов, на которых будут курсировать 80 машин. Разрешение спустя полгода он получил, но его планам не суждено было сбыться: на омнибусы ополчились серьезные конкуренты — владельцы конки и извозопромышленники, которые не дали развернуться доброму и полезному для города начинанию.
Тем не менее об электромобилях не забывали. Журнал «Автомобилист» в 1914 году отмечал: «Электромобили могли бы быть очень полезны. Практика покажет, в какой области передвижения должны быть применяемы бензиновые автомобили, а в каких — электрические».
Первый советский автомобиль «на батарейках» появился в 1935 году. Это был электромусоровоз «ЛЭТ» (Лаборатория электрической тяги). В 1948‑м специалистами Научного автомоторного института были созданы два электромобиля — «НАМИ-750» грузоподъемностью 0,5 тонны и «НАМИ-751» грузоподъемностью 1,5 тонны.
В 1951 году партия из двух десятков электромобилей обеих модификаций была собрана на Львовском автобусном заводе, все они были отправлены в почтовые ведомства Ленинграда и Москвы, где и проработали до конца 1950‑х годов. Машины получали питание от железоникелевых батарей и могли проехать на одном заряде до 55 – 70 километров, максимальная скорость составляла 36 километров в час.
«Несмотря на то что управление электромобилем значительно легче и проще, чем автомобилем, лучшие водители базы М. Любимова, А. Колотушкин и другие обучались на специальных курсах», — сообщалось в «Вечернем Ленинграде».
Электромобили выпускали и позже. В 1980 году партию электрокаров, в том числе фургончиков серии «Пони», которые использовались заводской службой быта и почтой города Тольятти, создал АвтоВАЗ.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7354) от 10.02.2023 под заголовком «Без «рогов» и проводов».
Материалы рубрики
«Горэлектротранс» обновляет трамвайный парк
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии