Бегство из коммуны

«Страшная катастрофа произошла вчера на территории Балтийского судостроительного завода, помещающегося на Васильевском острове в конце набережной реки Невы. В воду упал с парома вагон, в котором находились семьи рабочих завода, эвакуируемые из Петрограда», - сообщала «Новая петроградская газета» в номере от 4 апреля 1918 года.

Бегство из коммуны | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Незадолго до этого столица переехала в Москву. И хотя Петроград был объявлен трудовой коммуной, положение катастрофически ухудшалось. Трудности с продуктами заставляли население чуть ли не ловить ворон и голубей. Вооруженные грабежи становились обыденным делом...

Понятно, что многие горожане задумывались об отъезде из Петрограда. Чрезвычайную комиссию, занимавшуюся вопросом эвакуации, осаждали рабочие, отчаявшиеся найти пропитание для своих семей. Транспорта не хватало: подвижной состав нужен был не только для эвакуации людей, но и для вывоза скопившихся в городе цветных металлов.

В этих условиях эвакуируемые рабочие Балтийского завода, вероятно, могли считать себя счастливчиками. Утром 3 апреля они с семьями собрались на заводе и стали грузиться в вагоны-теплушки, которые затем паровоз заталкивал на специальный железнодорожный паром, переправлявшийся с Васильевского острова на противоположный берег Невы, на Гутуевский остров. По соединительной ветке вагоны доставляли на станцию Новый Порт на Межевом канале, откуда железнодорожные пути, проложенные через речку Екатерингофку, выводили на «материк», на Путиловскую ветку.

Такой комбинированный способ эвакуации, несомненно, существенно экономил время, но нес и определенные риски. Паром предназначался для перевозки грузов, но не людей. «Петроградская правда» так сообщала о кульминации трагедии: «Один вагон стоял отдельно вблизи парома. Паровоз с двумя вагонами приближался к нему, чтобы легким толчком сдвинуть его на рельсы парома с бревенчатым упором. Толчок оказался настолько сильным, что вагон, сойдя на паром, перескочил упор и упал в воду...».

«Новая петроградская газета» добавляла страшные подробности: «Катастрофа произошла на глазах оставшихся на берегу рабочих и родственников эвакуируемых. Не успели стоявшие на берегу опомниться, как вагон уже скрылся под водой. Спастись из лиц, находившихся в вагоне, никому не удалось». «Петроградская правда» по-иному описывала ситуацию: «Около семи минут вагон держался на поверхности воды. Пассажиры, по-видимому, не испытывали страха, но вдруг мгновенно вагон пошел ко дну».

Совсем уж жуткую картину рисовал «Петроградский голос»: «Двери и окна были закрыты, вагон встал в воде вертикально «на попа». В первое мгновение никто ничего не мог сообразить. На берегу продолжали шутить и смеяться. Вагон плавал, по крайней мере, в течение пяти-шести минут. Из верхнего окна, каким-то способом открывшегося, показались две головки мальчиков. Они махали руками и смеялись. Всем казалось, что вагон стоит на дне». Однако в следующую секунду он стремительно ушел на глубину, и «вода забурлила над тем местом, где исчез вагон»...

Со стоявших в акватории крейсеров «Аврора» и «Россия» быстро прибыли водолазные команды. «Поднимавшиеся на поверхность воды водолазы, как говорят, передавали, что за стенками вагона была слышна возня. Возможно, что люди не были затоплены в первое время, так как товарный вагон имел прочные стенки», - рассказывал «Петроградский голос». Лишь к вечеру сумели запустить береговой паровой кран, подвели тросы под оси вагона и во втором часу ночи наконец подняли теплушку.

«Когда дверцы вагона были открыты, глазам присутствовавших представилась страшная картина. Мужчины, женщины и дети лежали в разных местах вагона, придавленные корзинками, тюками и чемоданами с вещами. Дети погибли на руках у матерей. Одну женщину извлекли из вагона вместе с двумя малолетними детьми, которые держались за ее юбку», - такую апокалиптическую картину нарисовала «Новая петроградская газета».

Машинист паровоза-толкача бежал, опасаясь расправы. «Петроградский голос» выяснил, что администрация Балтийского завода предупреждала, что паром не приспособлен к перевозкам людей.

Катастрофа унесла жизни 25 человек - всех, кто оказался в злополучном вагоне. Большинство - женщины и дети... Погибших похоронили 9 апреля на Смоленском кладбище в пяти могилах - согласно числу погибших семейств...

#Петроград #эвакуация #трагедия

Комментарии