Батарея просит поддержки

В минувшем году был дан старт созданию музея-заповедника «Дорога жизни». Напомним, в соответствии с поручением президента России от 16 мая 2014 года, Ленинградская область должна до 9 мая 2015 года обеспечить создание этого музейно-мемориального комплекса, посвященного обороне и блокаде города. В него войдут объекты во Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Бокситогорском районах...

Батарея просит поддержки | ФОТО Сергея ГЛЕЗЕРОВА

ФОТО Сергея ГЛЕЗЕРОВА

Однако есть важнейший объект в том же Всеволожском районе, который в силу самых разных обстоятельств практически всегда оставался на обочине общественного внимания, хотя расположен буквально в нескольких километрах от знаменитого памятника «Разорванное кольцо». А сегодня он может вообще исчезнуть. Речь идет о 101-й Отдельной дальнобойной батарее береговой обороны на мысе Сосновец на берегу Ладожского озера. Во время блокады она защищала Дорогу жизни и помогала огнем своих орудий нашим войскам на правом берегу Невы.

Строительство Сосновецкого, или Коккоревского, форта началось в 1932 году. Это единственный на Ладоге памятник советского фортификационного искусства 1930-х годов – своего рода «наш ответ Маннергейму».

– В короткий срок здесь соорудили три железобетонных орудийных дворика, два подземных помещения с погребами для хранения боезапаса, убежищами и кубриками для санчасти и химслужбы, казарменный городок и другие службы. Это была отличная школа для флотских артиллеристов, – рассказывает исследователь блокады Евгения Молчанова, член Исторического клуба при губернаторе Ленобласти.

Батарея просуществовала до конца 1944 года. После войны территория оставалась в ведении Ленинградской военно-морской базы, а в 1947 году на значительной части территории батареи и военного городка устроили ведомственный пионерский лагерь «Ладожец». Несколько лет назад он прекратил свое существование, территория пустовала, а в минувшем году Минобороны после долгих согласований передало ее в ведение администрации Всеволожского района.

– Теперь в администрации ищут инвестора, который устроит на этом пространстве современный молодежный лагерь военно-патриотического характера, – говорит Молчанова.

Но вот беда: старые постройки, находящиеся на территории лагеря, скорее всего, пойдут под снос. Причем это не какие-то развалюхи, а сооружения, которые до сих пор в довольно приличном состоянии. И почти все они связаны со 101-й батареей. Это дом ее командира, штаб и радиоузел, клуб, переделанный под общежитие сотрудников лагеря, водокачка, электроподстанция, бетонный фундамент одной из казарм с подземными лазами и даже ледник для продуктов. А небольшой огород пионерлагеря – это бывший агроучасток 101-й батареи.

Кстати, на территории лагеря сохранилась казарма, где даже в пионерские времена жили матросы-срочники. Они содержали территорию: все-таки 24 гектара было у лагеря! Именно матросы весной заполняли льдом из Ладожского озера продуктовый погреб, готовили территорию лагеря к началу летнего сезона...

Рядом с бывшим пионерлагерем сохранились подземные казематы и орудийные дворики. Еще в 1990-е годы эта земля вместе с постройками оказалась в частной собственности. На фундаментах одного из казематов завод «Электропульт» построил базу отдыха. А чтобы успокоить возмущенных ветеранов, в подземном этаже устроили некое подобие музея. В праздничные дни, связанные с войной и блокадой, туда можно было даже попасть на экскурсию.

Однако весной прошлого года «Электропульт» продал эту территорию, теперь там новый хозяин, заявивший, что никаких экскурсантов не пустит. Благо что пространство огорожено высоким железным забором... А сегодня уже и территория бывшего пионерлагеря под замком – попасть туда нельзя ни организованным, ни «диким» туристам.

И, наконец, с 1930-х годов уцелела восьмиметровая железобетонная наблюдательная вышка 101-й батареи. Она находится в лесу метрах в двухстах от бывших казематов – на земле Всеволожского лесничества.

Иными словами, сегодня территория бывшей дальнобойной батареи – во владении трех разных хозяев. И как сложится судьба военных реликвий, совершенно не понятно. Еще в мае 1988 года сооружения 101-й батареи поставили на учет комитета по культуре Ленинградской области как памятник регионального значения под регистрационным # 189. Однако в документах просто указано «101-я батарея» без какой-либо расшифровки, что входит в этот объект.

Пока фактически единственным борцом за сохранение батареи выступает Евгения Молчанова. Ее муж поэт-блокадник Анатолий Владимирович Молчанов, ушедший из жизни в январе 2011 года, многим известен в первую очередь как певец подвига блокадных ленинградцев. Но мало кому известно, что он был еще и исследователем истории 101-й батареи, причем первым и единственным. Он изучал архивные материалы, много общался с ветеранами, переписывался с ними, опубликовал книгу «Сосновецкий форт на защите Ладоги и Ленинграда».

Что можно было бы сделать здесь? В идеале – большой музей под открытым небом с зонами отдыха и прогулок. Пока же у памятника «Разорванное кольцо» в непосредственной близости от Сосновецкого форта нет даже никакого информационного щита про 101-ю батарею.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5375) от 13.01.2015.


Комментарии