«Аврора» на фоне «Авроры». Современная постройка «вторглась» в панораму невских берегов
Жилой комплекс на Большой Невке у Сампсониевского моста, практически полностью отделанный стеклом и увенчанный башней со шпилем, расположен едва ли не напротив крейсера «Аврора». И называется так же — «Аврора».
В очертаниях этого здания есть определенные переклички с обликом корабля, а своим стеклянным фасадом оно отражает и небо, и Неву./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Дом этот служит, по сути, завершением огромного комплекса, сооружение которого началось еще в 1967 году. Он включал в себя гостиницу «Ленинград» с концертным залом и жилой дом на Финляндском проспекте, 1.
История этого участка — богатая. К началу XX века на большом отрезке от Военно-медицинской академии до больницы Красного Креста (Пироговская наб., 7) — этот изгиб реки иногда именуют Стрелкой Выборгской стороны — соседствовали одно-двухэтажные строения и пяти-шестиэтажные доходные дома. Выделялось монументальное здание Русского хирургического общества, известное также как Пироговский музей.
В 1934 году, когда участок выбрали для строительства грандиозного девятиэтажного жилого дома «Ударник» (проект архитектора Ноя Троцкого), все эти здания предполагалось снести. Но проект не был осуществлен.
Рождения уличного света. Когда в Петербурге начало функционировать наружное освещение?В 1961 году архитектор Сергей Сперанский предложил возвести здесь 25‑этажную гостиницу «Аврора». Название не случайно, поскольку эта доминанта одновременно должна была стать фоном, подчеркивающим реликвию Октябрьской революции, поставленную в 1948 году у противоположного берега Большой Невки на вечную стоянку.
На городском градостроительном совете идея была поддержана, однако Госстрой СССР предписал понизить высоту новой гостиницы до 13 этажей. Официальная причина: избыточная высота здания, спроектированного в виде пластины, противоречит исторически сложившимся панорамам, в которых доминанты носили «башнеобразный» характер. Неофициальная: 25‑этажная гостиница «подавила» бы башню Финляндского вокзала.
В итоге требование Госстроя было выполнено, гостиницу «Ленинград» выстроили к 1970 году, но реконструкция всей Стрелки с этого только началась. В 1984 – 1987 годах по проекту Сергея Сперанского и Виктории Струзман был построен жилой дом на Финляндском проспекте, 1, прозванный в народе «синяком» из‑за цвета облицовочной плитки. Его не достроили, поскольку, по изначальному плану, он должен был «заворачивать» с проспекта на набережную по дуге.
Недостроенный торец здания придавал предмостному участку незавершенный вид, и, чтобы исправить это положение, в 2000 году провели конкурс на его застройку. Высотного регламента тогда еще не существовало (первая его редакция будет принята лишь весной 2004 года), поэтому объемные и высотные характеристики утверждались на градостроительном совете, и теоретически можно было спроектировать здесь здание любой высоты. В планировочном задании содержались только рекомендации придерживаться той же высоты, что и соседняя гостиница «Санкт-Петербург».
Архитектор Тимофей Садовский, выигравший конкурс и вместе с сыном Алексеем получивший право на реализацию проекта, предложил здание, увенчанное куполом со шпилем, общей высотой около 74 м (со шпилем — 100). Садовский рассказывал, что при проектировании «Авроры» добивался эффекта воздушности, а башня должна перекликаться со шпилем Нахимовского училища на противоположном берегу.
Жюри конкурса не только признало проект Садовского лучшим, но и одобрило его высотные характеристики, превышающие рекомендованный регламент. Подкупали криволинейные очертания самого здания, оформлявшие предмостную площадь, пропорциональная башня со шпилем, которая соответствовала петербургским традициям и одновременно перекликалась с башенкой соседнего дома Красного Креста.
В 2002 – 2005 годах здание жилого комплекса было построено. И сразу попало под огонь критики. Так, архитектурный критик Алексей Лепорк в 2008 году отмечал, что у здания «Авроры» как будто бы приплюснутая верхушка, и вообще на его фоне бывшая гостиница «Ленинград», нынешний отель «Санкт-Петербург», кажется образцом вкуса и пропорциональности.
Доктор архитектуры Светозар Заварихин указывал, что вертикальная доминанта не обладает характерной для города пропорциональной согласованностью и изяществом силуэта. Грубым вторжением в историческую панораму и в «открыточные» виды Петербурга назвал «Аврору» и возведенный с другой стороны от гостиницы жилой комплекс «Монблан» доктор искусствоведения Владимир Лисовский.
«Аврора» оказалась в так называемом черном списке ошибок, составленном в 2014 году градозащитниками. Однако и жители, и туристы считают «Аврору» самой очаровательной из всех ошибок. Фотографы очень любят использовать этот комплекс и как «задник» для крейсера, и как удачное сочетание старого и нового, снимая на фоне комплекса свадьбы и торжественные мероприятия.
Читайте также:
Задушевное слово Чарской. Сегодня со дня рождения писательницы исполняется 150 лет
Буржуазия на уборке снега. Всеобщая трудовая повинность была методом борьбы со стихией
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7838) от 31.01.2025 под заголовком ««Аврора» на фоне «Авроры»».




Комментарии