Народная стройка в действии. История Ленинградского мясокомбината

«Курсанты Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе на стройке мясокомбината в Ленинграде» - так называется картина художника Сергея Аникина, хранящаяся в Центральном военно-морском музее. Созданная в 1934 году, она отразила исторический факт - использование метода «народной стройки».

Народная стройка в действии. История Ленинградского мясокомбината | Курсанты практически вручную возводили здания и благоустраивали территорию... Из фондов ЦВММ

Курсанты практически вручную возводили здания и благоустраивали территорию... Из фондов ЦВММ

В 1930 году в ходе реализации первого пятилетнего плана под лозунгом «Пятилетку - в четыре года!» в стране было начато сооружение почти полутора тысяч объектов. Среди них был и ленинградский мясокомбинат, возведение которого начали в 1931 году. Главным архитектором комплекса был назначен Ной Троцкий, выпускник Академии художеств и Свободных мастерских, обучавшийся у крупнейшего архитектора и историка архитектуры Ивана Фомина.

Совместно с другими архитекторами Троцкий разработал комплекс в доминировавшем тогда стиле конструктивизма. Чуть позже, в 1937-м, проект комплекса Ленинградского мясокомбината был представлен на Всемирной выставке в Париже и отмечен там золотой медалью.

За образец были взяты самые передовые мясоперерабатывающие заводы того времени - американские. Каждое звено производственного цикла располагалось в отдельном сооружении и объединялось в единую систему как технологически, так и композиционно. Комплекс включал холодильно-колбасный цех, лайфстаг (корпус предубойного содержания скота), корпуса отдела фабрикатов и утилизации. Между собой здания сообщались надземными переходами. Доминанта - шестиэтажный холодильно-колбасный цех с 42-метровой водонапорной башней. Подобный прием Троцкий использовал, например, в проектировании здания Кировского райсовета.

В 1933 году Ленинградский мясокомбинат был введен в строй. После убийства Кирова 1 декабря 1934 года он получил его имя. В советское время мясокомбинат им. С. М. Кирова был вторым по величине предприятием отрасли в Советском Союзе.

И еще одна интересная деталь: в 1936 году у главного входа установили бронзовые скульптуры быков, созданные скульптором Василием Демут-Малиновским больше века назад, в 1827 году, для Скотопригонного двора на углу Царскосельской дороги и Обводного канала.

Существует легенда, согласно которой Демут-Малиновскому приснился сон, будто его бронзовые быки ожили и пришли к нему. Он сбылся после его смерти. Когда началась блокада, быков эвакуировали на территорию Александро-Невской лавры. Их планировали закопать, однако не смогли этого сделать, и они остались стоять у ограды лавры - неподалеку от могилы своего создателя Демут-Малиновского...

Увы, хотя еще в 2001 году мясокомбинат с оградой и теплоэлектроцентралью был включен в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, некоторые корпуса, в том числе и башня, не используются и разрушаются.

Что же касается картины художника Аникина, то она была подарена шефом - Ленинградским мясокомбинатом - Военному училищу им. М. В. Фрунзе как память об оказанной помощи. В 1988 году картина, имевшая небольшие повреждения, была передана в фонды Центрального военно-морского музея и долгое время хранилась в запасниках. После реставрации, проведенной художником-реставратором Дмитрием Киселевым, полотно впервые за много лет предстало перед зрителями.

И, наконец, несколько слов о его создателе. Живописец Сергей Аникин в 1917 - 1918 годах обучался в студии Савелия Зейденберга, а затем в Высшем художественно-техническом учебном заведении. В 1920 году был мобилизован художником в политотдел 7-й армии Петроукрепрайона. Впоследствии он создавал не только идеологически-правильные, но и жанровые картины - например «Сенной рынок» (1926) и «У причала» (1930). Занимался книжной иллюстрацией, создавал рисунки к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина. Одновременно с творческой работой художник в середине 1930-х годов преподавал во 2-й средней школе Володарского района, а в 1940 году - в ленинградском Доме художественной самодеятельности.

К сожалению, биографических подробностей о нем известно очень мало. Год его смерти - 1942-й. По всей видимости, художник умер в блокадном Ленинграде. Его наследие находится ныне в основном в частных коллекциях.

#наследие #строительство #комбинат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6381) от 15.02.2019 под заголовком «Аврал на мясокомбинате».


Комментарии