Храм авиаторов. В Петербурге появится музей воздухоплавания

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

Храм авиаторов. В Петербурге появится музей воздухоплавания | В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

- В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

LАвиа1_С.jpg- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

- Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

Идем дальше, огибаем непрезентабельные складские помещения. Только разглядывая старые фотографии, можно представить, как была ухожена территория век назад.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом 

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

- Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

- Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.

Желание есть, а были бы деньги - многое можно сделать. Тем более что внутри здания все-таки кое-что уцелело. Подлинная лестница, которая помнит Александра Кованько и первых русских авиаторов. Внутреннее пространство его бывшей квартиры. В кабинете, из окон которого когда-то открывался вид на церковь Святого пророка Ильи, можно будет устроить мемориальную экспозицию. Потомки готовы поделиться реликвиями.

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018
под заголовком «Авиаторы в промзоне
».

#авиация #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.


Комментарии