Храм авиаторов. В Петербурге появится музей воздухоплавания

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

Храм авиаторов. В Петербурге появится музей воздухоплавания | В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

- В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

LАвиа1_С.jpg- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

- Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

Идем дальше, огибаем непрезентабельные складские помещения. Только разглядывая старые фотографии, можно представить, как была ухожена территория век назад.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом 

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

- Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

- Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.

Желание есть, а были бы деньги - многое можно сделать. Тем более что внутри здания все-таки кое-что уцелело. Подлинная лестница, которая помнит Александра Кованько и первых русских авиаторов. Внутреннее пространство его бывшей квартиры. В кабинете, из окон которого когда-то открывался вид на церковь Святого пророка Ильи, можно будет устроить мемориальную экспозицию. Потомки готовы поделиться реликвиями.

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018
под заголовком «Авиаторы в промзоне
».

#авиация #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...