Как авантюристка из Вены выпрашивала деньги у горожан
«С некоторого времени на улицах столицы оперирует голодная мистификация, рассчитанная на сильное впечатление, производимое на человека», - говорилось 18 декабря 1905 года в «Петербургском листке», рассказавшем о новом способе «сравнительно честного отъема денег» у доверчивых горожан.
Фото: milivanily / pixabay
В ту пору в Петербурге объявилась миловидная шатенка лет двадцати пяти, называвшая себя Генриеттой Генриховной. Она выбирала удобный момент и начинала «весьма сценично изображать человека, впадающего в обморочное состояние от голода». Выбор образа был весьма уместен для того времени. Экономические проблемы, связанные с неудачной для Российской империи Русско-японской войной 1904 - 1905 годов, вызвали революционные потрясения, привели к росту безработицы и обнищанию немалой части населения.
В 1905 году газеты часто писали, что Петербург заполнили многочисленные «новые нищие». Тот же «Петербургский листок» рисовал следующую картину: «Везде - на углах улиц, в воротах домов, у подъездов, возле лавок и магазинов, на панелях, у мостов, - словом, везде, где даже может быть случайный пешеход, стоят с протянутой рукой. Это не хулиганы и не заправские «стрелки», это - самая очевидная нужда во всей своей ужасной наготе». Само собой, в этой атмосфере профессиональные нищие чувствовали себя как рыба в воде.
Газета писала: «Вид приличной молодой дамы, внезапно заболевшей на улице, собирает толпу, в числе которой бывают и дамы, первыми приходящие на помощь, и, узнав, что причина болезни целая драма, спешат «голодную» взять к себе, накормить, обогреть и по возможности помочь материально».
Однажды эта хитрая дама на углу Знаменской улицы и улицы Жуковского, как обычно, разыграла голодный обморок, и заставшая эту картину жительница одного из близлежащих домов с трудом зазвала «скромно» отвергавшую помощь авантюристку к себе домой, где приняла с распростертыми объятиями. «Четыре дня не ела я...» - затянула девушка и тут же получила все, что пожелала: бифштекс, вино, кофе и прочие гастрономические изыски.
Накормленная и обогретая «Генриетта Генриховна» поведала, что она учится в Вене на медицинских курсах, а в Петербург приехала, чтобы держать проверочный экзамен в Военно-медицинской академии. И надо же такому случиться, что из-за революционных потрясений академия временно закрылась, а железнодорожное сообщение оказалось парализованным забастовками...
В результате, по словам девушки, она оказалась одна в незнакомом городе без средств к существованию: банковская система ведь тоже разладилась, и отец не может прислать ей деньги из Австро-Венгрии. В довершение всех бед квартирохозяин отобрал ее паспорт и выгнал из меблированных комнат на улицу - до тех пор, пока она не погасит долг за проживание...
Проверить личность «курсистки» было невозможно: и документов нет, и академия, где можно было бы навести справки, закрыта. А железные дороги и вправду остановились. «Жертва забастовки» получила десятирублевую ассигнацию с обещанием вернуть при первой возможности и собралась было уходить.
Обман раскрылся неожиданно. В гости к гостеприимной даме, связанной со сферой образования, зашел студент и тут же опознал девушку: оказалось, что он нередко встречал ее в загородных ресторанах в компании «прожигателей жизни», а также на Невском в не менее шикарной обстановке. У «Генриетты Генриховны» отобрали кредитованную сумму и выставили на улицу. Почему не сдали полиции? Наверное, доказательств было маловато...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6376} от 08.02.2019 под заголовком «Авантюристка из Вены».
Комментарии