Атака «Окуня»

19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника. В этот день в 1906 году увидел свет указ императора Николая II о создании в составе Военно-морского флота подводных сил. Первое соединение субмарин должно было базироваться в Либаве. Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Атака «Окуня» | Подводная лодка «Пантера» у набережной Невы, 1930 г. <br>Фото из архива А. Н. Бахтина

Подводная лодка «Пантера» у набережной Невы, 1930 г.
Фото из архива А. Н. Бахтина

Талантливый русский конструктор-кораблестроитель И. Г. Бубнов вскоре после Русско-японской войны разработал два проекта субмарин: малый получил название «Минога», большой – «Акула». «Минога», первая в мире субмарина, оснащенная дизельным двигателем, была построена в 1908 году на Балтийском заводе. В 1912 году там же собрали «Акулу», считавшуюся в то время самой мореходной и самой мощной в мире.

«Акула» в свою очередь послужила основой для создания вполне современных для того времени субмарин типа «Барс». Их вооружение состояло из 12 торпедных аппаратов и двух артиллерийских орудий. Такой боевой мощностью к началу Первой мировой не располагали еще подводные лодки других стран. Заказ на 20 субмарин типа «Барс» для Балтийского моря Морское министерство поделило в 1913 году между Балтийским судостроительным заводом в Петербурге и заводом «Ноблесснер» в Ревеле. Первым построенным лодкам присвоили названия «Барс», «Тигр», «Львица», «Гепард», «Волк», «Пантера», «Рысь»...

К началу Первой мировой войны на Балтике действовало одиннадцать наших субмарин, на Черном море – четыре. Однако, как использовать подводные лодки, к началу войны еще не очень представляли. Их выводили в море и оставляли «на посту» до вечера для наблюдения.

Такая пассивная тактика не устроила командира «Акулы» Николая Гудима, одного из лучших и опытных русских подводников того времени. Он самовольно остался в море, подошел к шведскому берегу и 3 сентября 1915 года у Готска-Санден, встретив германские корабли, выпустил торпеду в немецкий миноносец. Так состоялась первая в истории подводных сил торпедная атака.

Торпеды той поры были крайне несовершенны. При погружении на глубину более 15 метров они разгерметизировались и заполнялись водой, из-за этого торпедные пуски не были успешны. В 1916 году боевой потенциал подводного флота усилился – в строй вступили «Барсы» с модернизированными торпедами...

К сожалению, подвиг подводных лодок в Великую войну практически забыт. А ведь своими походами русские субмарины наносили серьезный урон противнику: они прерывали поставки шведской руды и товаров в Германию. Спасаясь от атак русских подводных лодок, торговые суда передвигались под охраной боевых кораблей и даже дирижаблей.

Российские подводники не боялись вступать в бой с превосходящими силами врага. Так, 21 мая 1915 года подводная лодка «Окунь» под командованием Василия Меркушева атаковала в Балтийском море германскую эскадру. В результате корабли противника отказались от прорыва в Рижский залив и от артиллерийской поддержки наступления своих сухопутных войск. Наша субмарина, поврежденная при атаке, вернулась на свою базу с погнутым перископом...

За эту атаку команда «Окуня» была удостоена Георгиевских крестов IV степени, а командир был награжден орденом Св. Георгия IV степени. Меркушев стал первым Георгиевским кавалером из числа офицеров Балтийского флота, получившим эту боевую награду во время Великой войны.

15 июня 1915 года «Окунь» произвел атаку на немецкий крейсер «Аугсбург», при торпедировании отличился боцман Роман Пескарев. Он получил Георгиевский крест III степени, а командир был награжден георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и произведен в старшие лейтенанты.

Покрыла себя славой субмарина «Волк», на которой служил легендарный русский подводник Александр Николаевич Бахтин. 14 апреля 1915 года лодка вступила в состав Балтийского флота, а в мае ее экипаж одержал первые победы, пустив на дно три германских транспорта. Командовал «Волком» в это время старший лейтенант Иван Мессер.

7 июля 1916 года «Волк» задержал в Ботническом заливе германский пароход «Дорита» с грузом железной руды и, взяв в плен капитана и предоставив экипажу возможность спастись на шлюпках на берег, потопил судно артиллерийским огнем. В конце 1916 года А. Н. Бахтина назначили командиром «Волка», а в конце ноября 1918 года – «Пантеры». Уже во время Гражданской войны, когда «Пантера» была в составе советского флота, она 31 августа 1919 года под командованием А. Н. Бахтина потопила английский эскадренный миноносец «Виттория».

«Пантера» служила нашей родине почти сорок лет, даже в Великую Отечественную войну. Что же касается А. Н. Бахтина, то после Первой мировой войны его имя, единственного от России, как самого результативного подводника, было внесено в «Книгу почетных моряков», хранящуюся в Лондоне. В нее были вписаны имена таких флотоводцев, как Нельсон, Ушаков, Нахимов, Макаров...

22 похода во время Первой мировой войны совершила подводная лодка «Гепард». В октябре 1917 года она вышла в свой 23-й боевой поход на трое суток из Гангэ в район маяка Цагерерт и обратно не вернулась. Причина гибели лодки до сих пор неизвестна.

«Перед последним своим походом «гепардовцы» принесли мне чудесную корзину хризантем, – вспоминала жена А. Н. Бахтина. – Шутили, смеялись... и сказали: «Знайте, пока хризантемы свежи, мы живы и возвращаемся...». Мы смотрели еще на них долго и все еще ждали. «Гепард» не вернулся вовсе... С тех пор я не люблю хризантемы...».

В мае 1917 года жертвой войны на Балтике стала подводная лодка «Барс». Ее командиром был 33-летний Николай Ильинский – опытный подводник и отважный моряк, ходивший на субмаринах «Акула», «Дракон», «Минога», причем на двух последних в должности командира.

Гибель субмарины обросла слухами. Александра Бахтина и его товарищей больно ранил слух, будто бы «Барс» стал жертвой ошибочной атаки «Волка». Бахтин в это время служил на «Волке», а Николай Ильинский был его родственником, другом и наставником. После этого похода Ильинский должен был жениться на Екатерине Гамовой – подруге жены А. Н. Бахтина. Ильинский взял с собой в тот последний поход фотографию Кати в свадебном платье...

Гибель «Барса» произвела на российское общество ошеломляющее впечатление. Памятник броненосцу «Русалка» в Ревеле был усыпан цветами, в соборе Александра Невского в центре города прошла торжественная панихида. О гибели «Барса» слагали стихи и поэмы.

То, что произошло на самом деле, выяснилось лишь спустя почти 80 лет: как оказалось, на подходе к шведской бухте Хасринге подлодку атаковали немецкие корабли. Однако в 1993 году останки лодки были обнаружены не в точке атаки на нее, а значительно дальше. Значит, экипаж до конца боролся за жизнь субмарины, пока она не потеряла плавучесть и не легла на дно. Погиб весь экипаж...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5421) от 20.03.2015.


Комментарии