Архитектура петербургского промышленного зодчества второй половины XIX века

Это здание, как утверждает доктор архитектуры Маргарита Штиглиц, по эмоциональной силе и суровой экспрессии принадлежит к самым впечатляющим образам петербургского промышленного зодчества второй половины XIX века. Между тем эта постройка выполняла сугубо утилитарные функции: здесь находилась солодовня, в которой зерно готовили для дальнейшей обработки.

Архитектура петербургского промышленного зодчества второй половины XIX века | В этот уголок Петербурга близ Гутуевского острова редко заглядывают туристы. И напрасно: здесь можно увидеть образцы петербургского «пром-арта»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В этот уголок Петербурга близ Гутуевского острова редко заглядывают туристы. И напрасно: здесь можно увидеть образцы петербургского «пром-арта»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здание возведено в кирпичном стиле, типичном для дореволюционных промышленных предприятий. Проект углового здания, выполненный архитектором Эммануилом Юргенсом, утвердили в 1875 году, а корпуса по Курляндской улице — годом позже.

Постройка стала одной из самых заметных в квартале между Рижским проспектом, Эстляндской (ныне Степана Разина) и Курляндской улицами, где издавна были сосредоточены пивные производства. Еще в ХVIII веке там работали пивоварни, принадлежавшие английскому подданному Ною Казалету.

Впоследствии его внук вместе с партнерами расширил производство и преобразовал его в Калинкинское пивомедоваренное товарищество. К началу XX века оно лидировало по объему выпускаемой продукции. Здесь варили различные виды пива и меда, а также безалкогольные напитки — морсы и лимонады. Все это продавали в заводских лавках и многочисленных трактирах Петербурга, а также отправляли в другие города Российской империи.

Введение сухого закона 1914 года, революция и Гражданская война изменили основную деятельность предприятия. В перечне его продукции появились дрожжи и крахмал, заработало кофеобжарное отделение.

В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали пищевую целлюлозу — один из компонентов блокадного хлеба. Одновременно с конвейера сходили и бутылки с горючей смесью. Несмотря на многочисленные повреждения, полученные от бомбежек, вскоре после войны завод восстановил свою деятельность.

Что же касается корпуса солодовни, то он в 2009 году опустел. Не так давно здание, признанное объектом культурного наследия регионального значения, получило вторую жизнь: в бывших цехах разместились деловые и общественные пространства. Там проводят выставки, показы авторского кино, лекции. Особой популярностью пользуется кафе с открытой террасой, откуда открывается вид на «Адмиралтейские верфи» и крыши домов.

Словом, теперь бывшая солодовня представляет собой удачный пример того, как утилитарное дореволюционное строение можно приспособить под современные нужды.

Читайте также:

Лавка на курорте. Примечательное здание на главной улице Зеленогорска

Время и архитектура: как дом на Садовой сочетает прошлое и будущее


#Гутуевский остров #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7787) от 07.11.2024 под заголовком «Пиво, морс и лимонад».


Комментарии