Анафемы не испугались

Сто лет назад, в январе 1918 года, в Петрограде произошли события, ставшие переломными в отношениях между церковью и новым советским правительством. Если первые несколько месяцев после Октябрьской революции они никаких резких шагов по отношению друг к другу не делали, то теперь между ними разгорелся открытый конфликт, связанный с попыткой реквизиции Александро-Невской лавры.

Анафемы не испугались | Протоиерей Петр Иванович Скипетров, ставший жертвой столкновения между верующими и красногвардейцами в Александро-Невской лавре.<br>РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Протоиерей Петр Иванович Скипетров, ставший жертвой столкновения между верующими и красногвардейцами в Александро-Невской лавре.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Поход против веры

Началось все с того, что назначенная 30 октября 1917 года на пост народного комиссара государственного призрения Александра Коллонтай выступила с идеей немедленно передать все монастыри в ведение своего ведомства, переустроив их в приюты и санатории для инвалидов и престарелых.

Утром 13 января 1918 года в лавру прибыла делегация наркомата призрения в сопровождении комиссара Докучаева и матросов Ревельского сводного отряда, которая предъявила документ за подписью Коллонтай. Он предписывал сдать все дела по управлению домами, имуществом и капиталами лавры уполномоченному лицу от наркомата. Матросы начали проводить обыски, но особенно возмутило духовенство и верующих то, что те вошли в Троицкий собор в шапках и с оружием, а на замечания молящихся ответили: «Это для вас святыни, а для нас их нет».

Кто-то из обитателей лавры вызвал милицию, заявив, что матросы «убивают и грабят монахов». Ситуация действительно могла выглядеть угрожающе, если вспомнить, какой резонанс в Петрограде получило произошедшее незадолго до этого убийство матросами в больнице бывших деятелей Временного правительства А. И. Шингарева и Ф. Ф. Кокошкина.

В монастырь прибыла группа милиционеров во главе с адъютантом коменданта Рождественского района. После выяснения обстоятельств они, представители наркомата призрения и комиссар моряков подписали акт о том, что «ни грабежа, ни насилия учинено в помещениях лавры не было».

Вопрос о реквизиции монастыря отложили, однако через прессу представитель наркомата призрения обрисовал свои намерения: «По распоряжению А. М. Коллонтай лавра секвестрирована. Разумеется, о братии мы уже подумали». Престарелых монахов предлагалось оставить в лавре в качестве призреваемых, трудоспособных - устроить в организуемых в монастыре благотворительных учреждениях, а молодых попросить уйти. В покои митрополита предполагалось перевести Вдовий дом из Смольного, но все лаврские храмы оставить пока в полной неприкосновенности.

После визита комиссаров духовенство и верующие стали регулярно организовывать многолюдные собрания против захвата лавры. Сам же митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) объявил, что готов уступить свои покои советской власти и переселиться в самую убогую келью, но секвестр Александро-Невской лавры - оскорбление церкви и поход против веры.

Делегация защитников монастыря посетила Смольный, где их заверили, что целью правительства является не ликвидация обители, а всего лишь «устройство приютов и богаделен для увечных, инвалидов и вообще лиц, потерявших трудоспособность». Однако 19 января наркомат призрения решил все-таки применить силу. В лавру явился комиссар Иловайский с отрядом матросов и красногвардейцев. Он заявил, что возьмет монастырь силой, и потребовал у настоятеля епископа Прокопия (Титова) «сдать лавру». Получив категорический отказ, Иловайский объявил его арестованным.

Кто-то из богомольцев поднялся на колокольню и начал бить в набат. В обитель стал стекаться народ. Прихожане разоружили красногвардейцев и освободили епископа Прокопия, а Иловайский укрылся от толпы у солдат расквартированной в Певческом корпусе прожекторской команды. Власти вызвали подкрепление - вооруженных красногвардейцев и матросов с двумя пулеметами. Звонарей с колокольни согнали и толпу оттеснили с территории монастыря.

В ходе столкновения были тяжело ранены работник помещавшегося у ворот лавры книжного склада Усов и протоиерей Петр Скипетров (ночью он скончался). Между тем богомольцы все прибывали, и около шести часов вечера солдаты покинули монастырь. Совнарком, узнав о происходящем, срочно выслал «товарища» с приказом «немедленно прекратить бесчинства и лавры не занимать». Прокопий сообщил управляющему делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичу, что готов разместить в лавре инвалидов, но категорически против ее передачи в руки лиц «может, неверующих».

«Клерикальная демонстрация»

Власти заявили, что в столкновениях виноват, главным образом, настоятель епископ Прокопий. Просоветские газеты сообщали о монахах, которые с палками набросились на «беззащитных» вооруженных солдат и даже проломили одному из них череп. «Известия Московского Совета», ссылаясь на «собственного корреспондента», рассказывали, что монахи и толпа не только избили красногвардейцев, но и «повели их к реке» для совершения самосуда.

Антибольшевистские «Новые ведомости» не без злорадства писали, что ошибка властей объясняется главным образом тем, что «большинство совета народных комиссаров - эмигранты, много лет проведшие вне России, оторванные от русской действительности». А эсеровская «Воля страны» прокомментировала, что «убийство несчастного священника Скипетрова так же отвратительно, как и расстрел манифестации 5-го января и убийство Шингарева и Кокошкина. Большевики возвращают Россию к средневековью».

В ответ на события в Александро-Невской лавре патриарх Тихон в тот же день издал знаменитое обращение, объявлявшее анафему всем, кто участвует в бесчинствах и злодеяниях по отношению к православной церкви. Уже 20 января текст получили в Петрограде, где его зачитал в Казанском соборе протоиерей Философ Орнатский. В этот и на следующий день послание звучало во всех храмах Петрограда.

Коллонтай вспоминала, что объясняться за инцидент 19 января пришлось и ей - лично перед Лениным. Тот, заявив, что «такие самовольные действия наркоматов недопустимы», затем добавил: «инцидент с лаврой приблизил вплотную практическое решение вопроса об отделении церкви от государства».

Особые опасения Смольного вызвала информация о намеченном на 21 января крестном ходе, который Совнарком называл «клерикальной демонстрацией». Власти понимали, что его запрет только усилит напряженность, поэтому Совнарком постановил разрешить его.

Крестный ход, как и было запланировано, состоялся и поразил очевидцев многолюдностью. Газеты отмечали, что в течение нескольких часов весь Невский представлял собой «сплошное море человеческой массы», но «не было ни одного случая насилия или провокации». «Церковные ведомости» заявляли о 500 тысячах участников, советские газеты - о 50 тысячах. Митрополит Вениамин обратился с речью о том, что «невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру».

Впрочем, масштабная акция, которую газета «Правда» назвала «массовым выступлением рясофорных капиталистов», нисколько не напугала власти. Было принято решение не вносить никаких изменений в утвержденный накануне, 20 января, Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, впоследствии публиковавшийся под названием «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». И вообще не менять политики в церковном вопросе.

Однако решение судьбы Александро-Невской лавры временно отложили. И монастырь там просуществовал до 1933 года, а богослужения в ее храмах продолжались до 1936-го!

 

#Александро-Невская лавра #захват #большевики

Материалы рубрики

16 Августа, 07:15
Правый поворот

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.