Анафемы не испугались

Сто лет назад, в январе 1918 года, в Петрограде произошли события, ставшие переломными в отношениях между церковью и новым советским правительством. Если первые несколько месяцев после Октябрьской революции они никаких резких шагов по отношению друг к другу не делали, то теперь между ними разгорелся открытый конфликт, связанный с попыткой реквизиции Александро-Невской лавры.

Анафемы не испугались | Протоиерей Петр Иванович Скипетров, ставший жертвой столкновения между верующими и красногвардейцами в Александро-Невской лавре.<br>РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Протоиерей Петр Иванович Скипетров, ставший жертвой столкновения между верующими и красногвардейцами в Александро-Невской лавре.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Поход против веры

Началось все с того, что назначенная 30 октября 1917 года на пост народного комиссара государственного призрения Александра Коллонтай выступила с идеей немедленно передать все монастыри в ведение своего ведомства, переустроив их в приюты и санатории для инвалидов и престарелых.

Утром 13 января 1918 года в лавру прибыла делегация наркомата призрения в сопровождении комиссара Докучаева и матросов Ревельского сводного отряда, которая предъявила документ за подписью Коллонтай. Он предписывал сдать все дела по управлению домами, имуществом и капиталами лавры уполномоченному лицу от наркомата. Матросы начали проводить обыски, но особенно возмутило духовенство и верующих то, что те вошли в Троицкий собор в шапках и с оружием, а на замечания молящихся ответили: «Это для вас святыни, а для нас их нет».

Кто-то из обитателей лавры вызвал милицию, заявив, что матросы «убивают и грабят монахов». Ситуация действительно могла выглядеть угрожающе, если вспомнить, какой резонанс в Петрограде получило произошедшее незадолго до этого убийство матросами в больнице бывших деятелей Временного правительства А. И. Шингарева и Ф. Ф. Кокошкина.

В монастырь прибыла группа милиционеров во главе с адъютантом коменданта Рождественского района. После выяснения обстоятельств они, представители наркомата призрения и комиссар моряков подписали акт о том, что «ни грабежа, ни насилия учинено в помещениях лавры не было».

Вопрос о реквизиции монастыря отложили, однако через прессу представитель наркомата призрения обрисовал свои намерения: «По распоряжению А. М. Коллонтай лавра секвестрирована. Разумеется, о братии мы уже подумали». Престарелых монахов предлагалось оставить в лавре в качестве призреваемых, трудоспособных - устроить в организуемых в монастыре благотворительных учреждениях, а молодых попросить уйти. В покои митрополита предполагалось перевести Вдовий дом из Смольного, но все лаврские храмы оставить пока в полной неприкосновенности.

После визита комиссаров духовенство и верующие стали регулярно организовывать многолюдные собрания против захвата лавры. Сам же митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) объявил, что готов уступить свои покои советской власти и переселиться в самую убогую келью, но секвестр Александро-Невской лавры - оскорбление церкви и поход против веры.

Делегация защитников монастыря посетила Смольный, где их заверили, что целью правительства является не ликвидация обители, а всего лишь «устройство приютов и богаделен для увечных, инвалидов и вообще лиц, потерявших трудоспособность». Однако 19 января наркомат призрения решил все-таки применить силу. В лавру явился комиссар Иловайский с отрядом матросов и красногвардейцев. Он заявил, что возьмет монастырь силой, и потребовал у настоятеля епископа Прокопия (Титова) «сдать лавру». Получив категорический отказ, Иловайский объявил его арестованным.

Кто-то из богомольцев поднялся на колокольню и начал бить в набат. В обитель стал стекаться народ. Прихожане разоружили красногвардейцев и освободили епископа Прокопия, а Иловайский укрылся от толпы у солдат расквартированной в Певческом корпусе прожекторской команды. Власти вызвали подкрепление - вооруженных красногвардейцев и матросов с двумя пулеметами. Звонарей с колокольни согнали и толпу оттеснили с территории монастыря.

В ходе столкновения были тяжело ранены работник помещавшегося у ворот лавры книжного склада Усов и протоиерей Петр Скипетров (ночью он скончался). Между тем богомольцы все прибывали, и около шести часов вечера солдаты покинули монастырь. Совнарком, узнав о происходящем, срочно выслал «товарища» с приказом «немедленно прекратить бесчинства и лавры не занимать». Прокопий сообщил управляющему делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичу, что готов разместить в лавре инвалидов, но категорически против ее передачи в руки лиц «может, неверующих».

«Клерикальная демонстрация»

Власти заявили, что в столкновениях виноват, главным образом, настоятель епископ Прокопий. Просоветские газеты сообщали о монахах, которые с палками набросились на «беззащитных» вооруженных солдат и даже проломили одному из них череп. «Известия Московского Совета», ссылаясь на «собственного корреспондента», рассказывали, что монахи и толпа не только избили красногвардейцев, но и «повели их к реке» для совершения самосуда.

Антибольшевистские «Новые ведомости» не без злорадства писали, что ошибка властей объясняется главным образом тем, что «большинство совета народных комиссаров - эмигранты, много лет проведшие вне России, оторванные от русской действительности». А эсеровская «Воля страны» прокомментировала, что «убийство несчастного священника Скипетрова так же отвратительно, как и расстрел манифестации 5-го января и убийство Шингарева и Кокошкина. Большевики возвращают Россию к средневековью».

В ответ на события в Александро-Невской лавре патриарх Тихон в тот же день издал знаменитое обращение, объявлявшее анафему всем, кто участвует в бесчинствах и злодеяниях по отношению к православной церкви. Уже 20 января текст получили в Петрограде, где его зачитал в Казанском соборе протоиерей Философ Орнатский. В этот и на следующий день послание звучало во всех храмах Петрограда.

Коллонтай вспоминала, что объясняться за инцидент 19 января пришлось и ей - лично перед Лениным. Тот, заявив, что «такие самовольные действия наркоматов недопустимы», затем добавил: «инцидент с лаврой приблизил вплотную практическое решение вопроса об отделении церкви от государства».

Особые опасения Смольного вызвала информация о намеченном на 21 января крестном ходе, который Совнарком называл «клерикальной демонстрацией». Власти понимали, что его запрет только усилит напряженность, поэтому Совнарком постановил разрешить его.

Крестный ход, как и было запланировано, состоялся и поразил очевидцев многолюдностью. Газеты отмечали, что в течение нескольких часов весь Невский представлял собой «сплошное море человеческой массы», но «не было ни одного случая насилия или провокации». «Церковные ведомости» заявляли о 500 тысячах участников, советские газеты - о 50 тысячах. Митрополит Вениамин обратился с речью о том, что «невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру».

Впрочем, масштабная акция, которую газета «Правда» назвала «массовым выступлением рясофорных капиталистов», нисколько не напугала власти. Было принято решение не вносить никаких изменений в утвержденный накануне, 20 января, Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, впоследствии публиковавшийся под названием «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». И вообще не менять политики в церковном вопросе.

Однако решение судьбы Александро-Невской лавры временно отложили. И монастырь там просуществовал до 1933 года, а богослужения в ее храмах продолжались до 1936-го!

 

#Александро-Невская лавра #захват #большевики

Материалы рубрики

16 Августа, 07:15
Правый поворот

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...