Амур и палаш

В коллекции оружия Гатчинского дворца есть уникальная реликвия — палаш великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II. Его преподнесли ему в 1909 году офицеры лейб-гвардии Кирасирского ее величества полка (их еще называли Синими кирасирами за цвет сукна). По обеим сторонам клинка нанесены автографы офицеров (всего их 41), причем каждый исполнен своим оригинальным почерком.

Амур и палаш | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Спустя почти столетие клинок хранит имена офицеров, ставших свидетелями любовного треугольника.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Спустя почти столетие клинок хранит имена офицеров, ставших свидетелями любовного треугольника.

Расшифровка этих подписей помогла сотрудникам музея установить обстоятельства преподнесения палаша. Это был прощальный подарок августейшему однополчанину, который большую часть жизни провел в Гатчине и служил в Кирасирском полку семь лет — с 1902 по 1909 год. Причиной же ухода из полка стала драматическая любовная история...

В 1907 году между Михаилом Александровичем и женой его сослуживца поручика Владимира Вульферта завязался роман. Ей было двадцать восемь, великий князь был на два года старше. За ее плечами было первое замужество в 16 лет, рождение дочери, потом развод, снова замужество.

— Несмотря на то что связь великого князя с замужней женщиной бросала тень на весь полк, отношения развивались. Наталья Вульферт ушла от мужа. Дело получило огласку, Вульферт даже настаивал на дуэли с великим князем, но до поединка не дошло, — рассказал хранитель фонда оружия старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» Евгений Родионов.

Поскольку чести офицеров и всего полка был нанесен несомненный урон, в августе 1909 года Николай II своим приказом исключил Михаила Александровича из рядов гатчинских кирасир и перевел полковником в город Орел в 17-й армейский Черниговский гусарский полк. А в следующем году у Михаила Александровича и Натальи Вульферт родился сын Георгий.

Для наследника престола был недопустим брак c неравной по происхождению, да еще и разведенной женщиной, но Михаил Александрович, хотя и давал обещание императору не жениться, слова своего не сдержал. Осенью 1912 года за границей он тайно обвенчался с дамой сердца. С этого времени ему был запрещен въезд в Россию, и он остался в Европе. Когда началась Первая мировая война, великому князю разрешили вернуться, и он возглавил Кавказскую туземную конную дивизию.

Уйти из Кирасирского полка пришлось и Вульферту: в сентябре того же 1909 года ему предложили подать рапорт об увольнении по причине недостойного поведения. Его бывшую жену объявили в полку персоной нон грата. Строжайше запрещалось не только появляться рядом с ней в обществе, но даже упоминать ее фамилию. За нарушение этого правила тремя годами позже из полка вынужден был уйти поручик хан Эриванский.

— Фамилии Вульферта среди автографов, нанесенных на клинок палаша, нет, хотя в списке полка он значится. Таким образом, можно утверждать, что палаш был изготовлен после того, как связь великого князя и жены поручика стала достоянием общественности, то есть после июня 1909 года, — отмечает Евгений Родионов.

Судьба Михаила Александровича сложилась печально: он был убит большевиками в июне 1918 года в Пермской губернии. Его жена бежала из советской России, жила в Париже, умерла в 1952 году в страшной нищете. Их сын Георгий, которому Николай II еще в 1910 году даровал титул графа Брасова, после революции был по поддельным документам вывезен за границу. Вместе с матерью он жил в Великобритании и Франции, трагически погиб в автокатастрофе в 1931 году...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии