Альтист из Нюрнберга
Наш город всегда привлекал европейских деятелей искусства, для них он становился родным домом и второй родиной. Так случилось и с 28-летним немецким скрипачом и альтистом Иеронимусом Вейкманом, приехавшим в 1853 году в Петербург из Нюрнберга. За его плечами были окончание Лейпцигской консерватории и успешный дебют в Нюрнбергской городской капелле.
Струнный квартет Императорского русского музыкального общества (ИРМО), слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккель, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович. Фото 1880-х гг. Из фотодокументов архива СПб консерватории
В те времена в Европе и России наступил расцвет искусства игры на альте. Этот инструмент, «брат» всем известной скрипки и менее известной виолы д,амур, привлекал как солистов, так и слушателей музыки своим бархатным, густым звуком. На альте играл Франц Шуберт, для альта писали Роберт Шуман, Йоганнес Брамс, Михаил Глинка. В России в оркестрах не хватало альтистов, а потому их приглашали из-за границы, прежде всего из Германии.
Музыкальный мир тесен. Русские музыканты ездили в Германию, многие немецкие артисты гастролировали в России. Не исключено, что кто-то из коллег сообщил Вейкману о вакансии в оркестре Императорского Мариинского театра, где он с 1855 года и стал альтистом. Он трудился там 35 лет, получив почетный титул первого альтиста оркестра. Тогда же Вейкман начал успешно выступать как солист.
Одним из его партнеров в концертах был Антон Рубинштейн. Двух музыкантов связывали прочные творческие узы: в 1855 году Рубинштейн написал Сонату для альта и посвятил ее Вейкману. Начиная с премьеры, сонату неоднократно исполнял именно Вейкман, а за роялем был Антон Рубинштейн.
Выдающийся скрипач Генрик Венявский посвятил Вейкману виртуозную пьесу «Грезы». А на петербургской премьере симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», состоявшейся в 1867 году в Дворянском собрании под управлением самого автора, сольную партию альта исполнял тот же Иеронимус Вейкман.
В воспоминаниях современников говорится, что Вейкман жил в Петербурге с женой, которая открыла немецкую закусочную. Никаких более детальных сведений о семье альтиста найти пока не удалось...
Как о музыканте о Вейкмане известно немало. С 1859 года в течение трех десятилетий он был бессменным участником квартетных собраний Императорского русского музыкального общества, где играл в ансамбле с такими исполнителями, как Леопольд Ауэр, Иван (Иоганн) Пиккель, Карл Давыдов (после его смерти ему на замену пришел Александр Вержбилович). Знаменитому квартету выпала честь исполнять по рукописям сочинения Чайковского, Аренского, Бородина, Кюи, Рубинштейна.
Роль Вейкмана в развитии русской альтовой школы весьма ощутима. В 1863 году Иероним Андреевич, как его называли в России, получил от Антона Рубинштейна приглашение возглавить в открывшейся годом ранее Петербургской консерватории класс альта. А в 1865 году в связи с недостаточным числом студентов-альтистов Антон Рубинштейн ввел курс обязательного альта для скрипачей.
В 1879 году Вейкман стал профессором по классу альта. Первым его выпускником был Василий Бессель, возглавивший позднее с братом Иваном музыкальное издательство. Среди других его учеников – Григорий Маренич, впоследствии профессор по классу сольфеджио, а также Язепс Витолс, композитор, основатель, первый директор и профессор Латвийской консерватории. В мемуарах он описывал Вейкмана как доброго и милого человека, помогавшего студентам бесплатно посещать симфонические вечера в Дворянском собрании (ныне Большой зал Филармонии).
Иероним Вейкман был также и композитором; он создал несколько сочинений для альта.
Состарившись и выйдя в отставку, в 1891 году Вейкман покинул Петербург. В Петербургской консерватории его заменил ученик – Александр Резвецов, который вел там класс альта и скрипки до 1917 года. Вейкман вернулся в любимый Нюрнберг, где спустя четыре года скончался и был похоронен на городском кладбище. Ограду могилы выполнил его петербургский друг Карл Винклер – известный мастер ковки по металлу, приехавший в Россию из Нюрнберга в 1872 году. Могила Вейкмана цела до сих пор, а вот ограда, к сожалению, не сохранилась.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5482) от 19.06.2015.
Комментарии