Главная городская газета

Альтист из Нюрнберга

  • 19.06.2015
  • Людмила Ковалева-Огороднова
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Альтист из Нюрнберга |  Струнный квартет Императорского русского музыкального общества (ИРМО), слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккель, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович. Фото 1880-х гг. Из фотодокументов архива СПб консерватории

Струнный квартет Императорского русского музыкального общества (ИРМО), слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккель, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович. Фото 1880-х гг. Из фотодокументов архива СПб консерватории

Наш город всегда привлекал европейских деятелей искусства, для них он становился родным домом и второй родиной. Так случилось и с 28-летним немецким скрипачом и альтистом Иеронимусом Вейкманом, приехавшим в 1853 году в Петербург из Нюрнберга. За его плечами были окончание Лейпцигской консерватории и успешный дебют в Нюрнбергской городской капелле.

В те времена в Европе и России наступил расцвет искусства игры на альте. Этот инструмент, «брат» всем известной скрипки и менее известной виолы д,амур, привлекал как солистов, так и слушателей музыки своим бархатным, густым звуком. На альте играл Франц Шуберт, для альта писали Роберт Шуман, Йоганнес Брамс, Михаил Глинка. В России в оркестрах не хватало альтистов, а потому их приглашали из-за границы, прежде всего из Германии.

Музыкальный мир тесен. Русские музыканты ездили в Германию, многие немецкие артисты гастролировали в России. Не исключено, что кто-то из коллег сообщил Вейкману о вакансии в оркестре Императорского Мариинского театра, где он с 1855 года и стал альтистом. Он трудился там 35 лет, получив почетный титул первого альтиста оркестра. Тогда же Вейкман начал успешно выступать как солист.

Одним из его партнеров в концертах был Антон Рубинштейн. Двух музыкантов связывали прочные творческие узы: в 1855 году Рубинштейн написал Сонату для альта и посвятил ее Вейкману. Начиная с премьеры, сонату неоднократно исполнял именно Вейкман, а за роялем был Антон Рубинштейн.

Выдающийся скрипач Генрик Венявский посвятил Вейкману виртуозную пьесу «Грезы». А на петербургской премьере симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», состоявшейся в 1867 году в Дворянском собрании под управлением самого автора, сольную партию альта исполнял тот же Иеронимус Вейкман.

В воспоминаниях современников говорится, что Вейкман жил в Петербурге с женой, которая открыла немецкую закусочную. Никаких более детальных сведений о семье альтиста найти пока не удалось...

Как о музыканте о Вейкмане известно немало. С 1859 года в течение трех десятилетий он был бессменным участником квартетных собраний Императорского русского музыкального общества, где играл в ансамбле с такими исполнителями, как Леопольд Ауэр, Иван (Иоганн) Пиккель, Карл Давыдов (после его смерти ему на замену пришел Александр Вержбилович). Знаменитому квартету выпала честь исполнять по рукописям сочинения Чайковского, Аренского, Бородина, Кюи, Рубинштейна.

Роль Вейкмана в развитии русской альтовой школы весьма ощутима. В 1863 году Иероним Андреевич, как его называли в России, получил от Антона Рубинштейна приглашение возглавить в открывшейся годом ранее Петербургской консерватории класс альта. А в 1865 году в связи с недостаточным числом студентов-альтистов Антон Рубинштейн ввел курс обязательного альта для скрипачей.

В 1879 году Вейкман стал профессором по классу альта. Первым его выпускником был Василий Бессель, возглавивший позднее с братом Иваном музыкальное издательство. Среди других его учеников – Григорий Маренич, впоследствии профессор по классу сольфеджио, а также Язепс Витолс, композитор, основатель, первый директор и профессор Латвийской консерватории. В мемуарах он описывал Вейкмана как доброго и милого человека, помогавшего студентам бесплатно посещать симфонические вечера в Дворянском собрании (ныне Большой зал Филармонии).

Иероним Вейкман был также и композитором; он создал несколько сочинений для альта.

Состарившись и выйдя в отставку, в 1891 году Вейкман покинул Петербург. В Петербургской консерватории его заменил ученик – Александр Резвецов, который вел там класс альта и скрипки до 1917 года. Вейкман вернулся в любимый Нюрнберг, где спустя четыре года скончался и был похоронен на городском кладбище. Ограду могилы выполнил его петербургский друг Карл Винклер – известный мастер ковки по металлу, приехавший в Россию из Нюрнберга в 1872 году. Могила Вейкмана цела до сих пор, а вот ограда, к сожалению, не сохранилась.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook