Александр Петрович Ломан: жизнь и судьба
Учитель, который остался в памяти своих учеников.
Фото из работы автора
VIII региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга
«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2019 год (в сокращенном виде).
Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.
Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).
Выполнила работу: Смирнова Ирина (ГБОУ СОШ № 238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района, 10 класс).
Александр Петрович Ломан: жизнь и судьба
Введение
В ноябре 2018 года наша школа отмечала столетие. Мы долго готовились к этому событию. За последние десять лет были собраны материалы по истории школы, написаны исследовательские работы, проведены выставки и вечера встречи выпускников.
В истории школы, ее учителей и учеников, отразились все сложные процессы и изменения, происходившие в нашей стране в XX веке. Знакомство с жизнью отдельного человека помогает лучше понять историю страны в целом, ее отдельных периодов, особенно, если это человек неординарный, творческий.
Среди материалов по истории школы много фотографий, документов, личных вещей учеников и педагогов, но, в основном, они связаны с 60-90-ми годами 20 века. Первые десятилетия истории нашей школы представлены, прежде всего, архивными материалами. В своей работе я использовала материалы Объединенного архива Комитета по образованию и Центрального государственного архива Санкт‑Петербурга, которые хранятся в фондах нашего музея.
Необыкновенно интересным источником по истории этого периода являются воспоминания выпускника школы 1940 года Льва Михайловича Демина (1923-2008), который подробно рассказывает о своих сверстниках, об учителях и их судьбах. Значительное внимание в этих воспоминаниях уделено человеку с удивительной судьбой Александру Петровичу Ломану. Жизнь и судьба А.П. Ломана заинтересовали меня и стали темой моей исследовательской работы.
1. Краткая биографическая справка
Ломан Александр Петрович (1909 – 1975) происходил из дворянской семьи обрусевших немцев. В 19 веке один из Ломанов был довольно известным поэтом-баснописцем. Были Ломаны морские офицеры, военные, один из них – Дмитрий Николаевич Ломан в 1916-1917 гг. состоял при министре Императорского двора, жил в Царском селе. Представительницы семьи Ломан воспитывались в Смольном институте благородных девиц. В литературных и музейных кругах известно имя Ольги Владимировны Ломан, однако ее дети не имеют информации о родственных связях с Александром Петровичем.
Жизнь Александра Петровича полна событий и изменений, которые пока не до конца ясны. Из личной карточки учителя № 40 мы узнаем, что Александр Петрович родился в 1909 году в Луге, окончил девять классов в Ленинграде (школа 137). С 1925 по 1935 год он жил и работал в Ташкенте, Сарове, Ленинграде, служил в РККА.
Студент, научный сотрудник, химик, учитель, директор школы в колонии. (В 1935 г. на территории местечка Саров была организована трудовая колония НКВД для несовершеннолетних подростков (преступников и беспризорников от 12 до 16 лет). 25 июня 1936 г. здесь же началось строительство завода по производству спортинвентаря (санки и коньки). 5 июля 1938 г. была введена его первая очередь. В октябре 1938 г. было принято решение о закрытии Саровской трудовой колонии).
С 1937 года Александр Петрович живет в Ленинграде, работает учителем в 3 школе Красногвардейского района. С 1938 года – в 12 школе Октябрьского района (это наша 238 школа, которая находилась тогда в доме № 69 по улице Красной (Галерной).
В годы Великой Отечественной войны Александр Петрович, капитан, назначен начальником курсов средних командиров Береговой обороны Черноморского флота. . В 1942 году он попал в плен, был освобожден в мае 1945 года союзниками. Награжден медалью «За оборону Севастополя», орденом Отечественной войны II степени.
Судя по данным военного билета, в 1948 году А.П. Ломан жил в Новгородской области.
В начале 50-х годов он возвращается в Ленинград, занимается переводами, вновь становится преподавателем в различных учебных заведениях.
В это время Александр Петрович увлеченно занимается изучением творчества С.А. Есенина, в 1964 – 1974 гг. является внештатным сотрудником ИРЛИ, участвует в научных конференциях, пишет статьи, составляет библиографические списки, готовит к печати сборники стихов Сергея Есенина.
Умер Александр Петрович Ломан в 1975 году в результате тяжелого неизлечимого заболевания – раковой опухоли мозга. Его пытались спасти с помощью операция. Но трепанация черепа показала, что опухоль оказалась настолько внушительной и поразила большую сферу мозга, что операция была уже бессмысленной. Александр Петрович еще прожил несколько месяцев. Конец его был трудным, мучительным.
А.П. Ломан остался в своих знакомых памяти как человек щедрой души, многогранных творческих интересов.
Похоронен он на Большеохтинском кладбище рядом с родными.
2. Судьба человека: учитель, военный, исследователь
2.1 Учитель, который остался в памяти своих учеников
«Самой яркой фигурой среди наших школьных учителей был Александр Петрович Ломан, изобретательный выдумщик, всегда находившийся в центре общественной жизни школы», - вспоминает Л.М Демин.
Александр Петрович работал в нашей школе с 1938 по 1941 год. Преподавал разные предметы: в десятых классах вёл геологию, в младших – географию. Случалось ещё вести физику и естествознание.
В официальных протоколах аттестационной комиссии учителей за 1939-1940 гг. сказано, что он владел материалами всех предметов, которые вёл, однако такая разносторонность иногда мешала ему полностью подготовиться к уроку, из-за чего у него не было определенной системы преподавания. Но он всегда умел увлечь своих учеников, что было отмечено отдельно: «…проявляет инициативу на уроках и умеет заинтересовать учащихся».
Эту же заинтересованность отмечает не только Лев Демин, но и ученик А.П. Ломана послевоенного периода Андрей Фельдштейн: «Физику у нас в 225-й школе преподавал прибалтийский немец Александр Ломан, высокий, энергичный дед…»
В документах ГОРОНО за 1963 год сохранилась оценка преподавания физики А.П. Ломаном. Он работает в школе № 243 Октябрьского района. В «Справке о состоянии преподавания и качестве знаний учащихся» методисты Института усовершенствования учителей подчеркивают, что Александр Петрович прекрасно чертит от руки, умеет ставить эксперимент, «умеет дать красивый урок», занимается переводами иностранных задачников, «имеет все данные для того, чтобы быть передовым учителем». Правда комиссия отмечает некую небрежность в преподавании и низкий методический уровень. Исходя из предшествующих оценок учеников, думаю, что негативные оценки методистов связаны со стремлением А.П. Ломана сделать урок интересным и живым, даже если это противоречит каким-либо правилам организации урока.
Не только знание предметов естественнонаучного цикла и умение донести эти знания до учащихся, но и общая эрудированность, начитанность запомнились ученикам и коллегам.
Среди преподавателей нашей школы А.П. Ломан, несомненно, был одной из самых заметных фигур. Когда в 2010 году Елена Георгиевна Боннер вспоминала о своей работе пионервожатой в нашей школе, она назвала только одного учителя: «Я не помню фамилий и имен преподавателей, кроме одной – Леман (имени и отчества не помню)». Елена Георгиевна отмечает прекрасное знание немецкого языка и театральную деятельность А.П. Ломана: «Его запомнила, потому что он вел драмкружок и к первому мая мы готовили спектакль по американской пьесе «Золотой мальчик», в 1940 году опубликованной в журнале “Иностранная литература”».
А.П. Ломан был большим книголюбом, он привлек в драмкружок многих школьников. «У него были несомненные организаторские способности, знание театра и приемов режиссуры». Возможно, по мнению его Льва Дёмина, в молодости он занимался в какой-то театральной студии.
Участники драмкружка еженедельно собирались после уроков, спорили, дискутировали, говорили об игре популярных актеров - Симонова, Черкасова и иногда задерживались в школе допоздна. Ломан готовил с ними параллельно несколько спектаклей, довольно сложных по исполнению. Как пример, «Платон Кречет» Корнея Чуковского или «Тартюф» Мольера. «Вряд ли, – пишет Лев Дёмин, – Александр Петрович намеревался ставить все планируемые спектакли в течение одного учебного года. Скорее репетиции спектаклем была для детей школой художественного воспитания, приобщения к истории мирового театра».
2.2 Судьба А.П. Ломана в годы Великой Отечественной войны
К сожалению, дальнейшая жизнь Александра Петровича Ломана стала цепью тяжелых испытании. С началом Великой Отечественной войны он был призван в вооруженные силы как офицер запаса (капитан 3-го ранга), участвовал в обороне Севастополя (место призыва – Октябрьский райвоенкомат).
С июня по ноябрь 1941 он командовал артиллерийской батареей 108 артдивизиона, до июля 1942 года руководил школой комсостава.
Школа располагалась неподалеку от знаменитой Севастопольской панорамы. Поэтому, когда 25 июня 1942 г. в 18 час. 40 мин. на здание Панорамы были сброшены вражеские бомбы и начался пожар, «дежурный КП курсов средних командиров Береговой обороны ЧФ курсант А. И. Кислых доложил о пожаре капитану А. П. Ломану, начальнику курсов <…> Видя, что нет воды, всего одна лестница-стремянка, матросы и курсанты, обжигаясь, ножами и баграми, топорами и штыками резали и рубили горевшее полотно. По цепочке из рук в руки, они вынесли фрагменты картины из разрушенного здания».
О происшествии с панорамой была написана заметка в газету за авторством капитана Бодрова. Она была размещена 29 июня 1945 и называлась «Спасение панорамы 1854-1855». Александр Петрович позже написал письмо, указывая в нём, какие ошибки были допущены в заметке. Так, по словам Ломана, панорама загорелась не 25 июня, а 26. Также А.П. Ломан пишет, что «всё снятие гигантского полотна было произведено менее, чем в три часа». «Снимали, или вернее отдирали с помощью выделенного мною инвентаря: крючьями и топорами. Почему панорама и была поранена». Этим Ломан опроверг слова Бодрова о том, что панораму якобы снимали «вдумчиво и осторожно».
В фондах ФГБУК «Государственный Музей героической обороны и освобождения Севастополя» хранится портрет капитана Ломана А.П. 1941 г., его воспоминания (рукопись), а также, подписанный Ломаном Александром Петровичем, Акт о спасении художественного полотна панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», составленный 25 июня 1942 года.
1 июля 1942 года А.П. Ломан был легко ранен в пах правой ноги. Вскоре Севастополь был сдан врагу. Далеко не всех защитников Севастополя удалось вывезти при эвакуации. Отдельные группы защитников были блокированы гитлеровцами и многие из них, расстреляв все боеприпасы, оказались в плену. Их участь разделил и Ломан. С 6 июля 1942 года в официальных документах он числился пропавшим без вести.
События 1942-1945 гг. мы можем охарактеризовать по воспоминаниям Л.М. Демина и А.А. Девеля, которые слышали эту историю от Александра Петровича. Их воспоминания дополняют друг друга.
«Узнав, что Александр Петрович человек немецкого происхождения, гитлеровцы отнеслись к нему с особой враждебностью. Чтобы смягчить свою участь, Ломан назвался в плену не строевым офицером, а санитарным врачом. Преподавая в школе естествознание, он имел некоторое поверхностное впечатление о санитарии. Это несколько облегчило его пребывание в немецком лагере, где на него стали возлагать кое-какие санитарные обязанности и избавили от тяжелых физических работ. Он даже получил ограниченные возможности общаться с местным гражданским населением. Используя эти возможности и свободно владея немецким языком, Ломан стал искать контакты с антифашистски настроенными немцами, сочувствующими военнопленным.
Не обладая навыками конспирации, будучи человеком доверчивым и вероятно, подвергавшимся слежке, Александр Петрович был брошен в гестаповскую тюрьму, закован в кандалы и подвергнут пытке».
Журналист Александр Девель, друг Александра Петровича, написал об этом так: «Во время войны он [Ломан] был ранен, его госпиталь захватили немцы, но знание языка спасло его от гибели. Он стал трудиться на метеостанции, откуда его угнали в Германию для работы на предприятиях Цейсса. Там он смог сплотить вокруг себя людей, за что был арестован по доносу. Но приближалось окончание войны и до суда дело не дошло…»
Таким образом, А.Девель дополняет название предприятий, на котором трудился военнопленный Ломан, а картина сопротивления и противостояния одних и предательства одного совпадает. До последних дней его жизни на его щиколотках, по воспоминаниям Льва Демина, остались глубокие шрамы – следы кандалов.
Таким образом, Александр Петрович проявил удивительную стойкость, решительность, несгибаемую волю.
Интересно, что А. Фельдштейн высказывает предположение о том, что А.П. Ломан был советским разведчиком: «работал агентом у немцев в тылу, да кто-то его, в конце концов, выдал». Другими данными эта версия пока не подтверждена.
Только летом 1946 года Александр Петрович оказался на Родине.
По данным военного билета, Александр Петрович был уволен в запас 16 мая 1947 года.
По-видимому, этот год был одним из самых трудных в его жизни: возвратившись после плена на Родину, Александр Петрович столкнулся с тяжелыми испытаниями. Атмосфера подозрения и недоверия со стороны правоохранительных органов, унизительные допросы - ведь вы же немец, ведь гитлеровцы не могли не пытаться заставить вас служить на них. Чем вы докажете, что не служили Гитлеру? Допросы были долгими, изматывающими. Он узнал, что жена Екатерина не оказалась стойкой женщиной, не дождалась горемычного мужа. «Слава Богу, судьба отнеслась к Ломану еще сравнительно благосклонно. Его не арестовали, не выслали, хотя со многими бывшими военнопленными поступили именно так. Но двери городских школ были для опального учителя напрочь закрыты. Не без труда удалось ему получить работу в вечерней школе рабочей молодежи в Ораниенбауме», - пишет Лев Демин.
2.3 Литературовед, исследователь творчества С.А. Есенина
Наступили послесталинские времена и с ними некоторое смягчение в судьбе таких, как Ломан. Он теперь учительствует в разных школах города, живет на Охте, на улице Панфилова, в доме 6 (к сожалению, этот дом не сохранился), обзавелся новой семьей. Его новая жена - коллега по работе, учительница химии, у них родились дети.
Александр Петрович принимал участие в собраниях своих учеников, бывших участников его драмкружка, а книги всё так же оставались его страстью, ради которых он был готов пожертвовать даже чем-то необходимым.
В это время А.П. Ломан занялся переводами с немецкого и опубликовал некоторые из них.
А.П. Ломан увлекся изучением жизни и творчества С.А. Есенина. Им написаны о Есенине десятки статей, составлены библиографические указатели, альбомы.
В 60-е годы 20 века выходят после долгого перерыва сборники стихов С.А. Есенина, собрания его сочинений, проходят научные конференции, появляются серьезные монографические исследования.
Александр Петрович активно участвует в этом процессе. Вместе с крупнейшим литературоведом Василием Григорьевичем Базановым готовит справочно-библиографический указатель «Литературное наследие С.А. Есенина» в 2-х томах. Наряду с Н.И. Хомчук и В.Г. Базановым готовит юбилейную конференцию, посвященную 70-летию со дня рождения С.А. Есенина, которая прошла в ИРЛИ и Ленинградском университете в 1965 году. В сборнике «Есенин и русская поэзия», вышедшем по итогам этой конференции, наряду с материалами Ю. Прокушева, Е.И. Наумова, И.С. Эвентова, опубликована статья А.П. Ломана «Об издании произведений С.А. Есенина. Критические заметки». В сборник также вошли библиографические материалы о музыкальных произведениях на слова и сюжеты С.А. Есенина и библиография есенинских сборников и отдельных изданий.
Такая деятельность требовала не только глубокого знания творчества С.А. Есенина, но большой тщательности в работе, скрупулезности, знаточества, сосредоточенности, преданности этому делу.
Поражает, что в статье «Товарищи по чувствам, по перу…» в журнале «Нева» в 1970 году, Александр Петрович приводит значительное количество текстов, фотографий, документов, публикуемых им впервые. Эти новые материалы составляют одну треть статьи, они подробно комментируются авторами.
Он не был профессиональным литературоведом, но становится внештатным сотрудником ИРЛИ. Материалы, хранящиеся в ИРЛИ, позволяют охарактеризовать А.П. Ломана как исследователя, литературоведа.
В деле 196 фонда С.А. Есенина хранится 20 (!) писем – ответов на его запросы в художественные музеи, галереи, краеведческие музеи Советского Союза (Вологодскую картинную галерею, Краснодарский художественный музей, Музей Новгородского Кремля и т.д.). Цель: поиск неизвестных изображений С.А. Есенина.
Его литературоведческая деятельность была очень разнообразна, и в кругах есениноведов он был весьма известен. К нему не раз обращались за помощью не только специалисты, но и энтузиасты.
Заключение. Человек «щедрой души»
В течение двух лет мной была проделана большая работа по поиску и анализу документов, сопоставлению фактов, изучению биографии и литературного наследия Александра Петровича Ломана. Создан биографический очерк. Цель и задачи моей работы, в основном, достигнуты.
Знавшие А.П. Ломана запомнили его, как «человека щедрой души». Он полностью посвящал себя любым делам, за которые брался, будь то преподавание, служба, литературоведение. Он всем занимался с невероятной самоотдачей и самоотвержением, которых, к несчастью, лишены многие люди. Ломана запомнили «многогранной личностью». Он был образован, воспитан, эрудирован настолько, что спустя многие годы остаётся примером для подражания.
Александр Петрович прожил долгую и сложную жизнь, которая по-своему, по-особенному обтесала его характер. Он не ожесточился, не озлобился, когда по возвращении на родину его допрашивали и обвиняли в том, что он немец, что он служил немцам! Он остался таким же, каким был до войны: ироничным, не впадающим в отчаяние человеком. Такое не даётся легко. Жить убеждённым в том, что всё однажды наладиться, очень сложно, особенно когда жизнь не меняется и остаётся такой же непростой и, казалось бы, непосильной ношей.
А.П. Ломан не изменял себе, оставаясь тем, кем его знали близкие, друзья и знакомые. Свою силу, свой закалённый характер и присутствие духа он сохранил до своего несправедливо-мучительного конца.
А.П. Ломан остался в памяти тех, кто его знал. Его знали человеком, сухо распространяющимся о себе, но открытым для нового, готовым к этому новому. И также как он, нам следует готовиться к неизвестному. Как Ломан, жить с расправленными плечами. Как Ломан, посвящать себя тому, что по-настоящему важно для нас. Как Ломан, прожить свою жизнь так, чтобы и нами однажды восхищались.
Подробнее об олимпиаде по краеведению читайте по ссылке.
Комментарии