«Академистки» и «революционерки». К 140-летию открытия Бестужевских курсов в Петербурге

2 октября 1878 года в Петербурге в здании Александровской женской гимназии на Гороховой ул., 20, открылись курсы, которые стали известны как Бестужевские - по фамилии их основателя и первого директора профессора Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Они представляли собой фактически первый женский университет в России. Просуществовали курсы сорок лет, оставив серьезный след в отечественной культуре, науке и общественной мысли. Об их истории рассказывает доктор исторических наук профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Оксана Вахромеева. Она изучает Бестужевские курсы четверть века и посвятила им уже десять научных монографий.

«Академистки» и «революционерки». К 140-летию открытия Бестужевских курсов в Петербурге | Интеллигентные барышни, мечтавшие получить образование, были настоящей «бестужевской семьей». Снимок, сделанный в аудитории курсов в начале ХХ века, находится в собрании Музея истории СПбГУ. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интеллигентные барышни, мечтавшие получить образование, были настоящей «бестужевской семьей». Снимок, сделанный в аудитории курсов в начале ХХ века, находится в собрании Музея истории СПбГУ. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Мой университетский учитель профессор Юрий Давидович Марголис, к которому я испытываю глубочайшее уважение, впервые увидев меня, сказал: «Вы мне очень напоминаете прошедшую эпоху, думаю, будете заниматься Бестужевскими курсами. Посмотрите, в музее что-то есть об этом». Речь шла об архиве, который был создан стараниями выпускниц курсов, а затем долгое время лежал неразобранным в музее СПбГУ. С него я и начала...

Знаете, за много лет изучения бестужевок я как будто бы сроднилась с ними на подсознательном уровне. Мне стали понятны эти барышни, которые приезжали из провинции в Петербург. Многие были выходцами из мещан и крестьян, копили деньги на образование, давая частные уроки. Ведь годовая плата за обучение на курсах была высокой: сначала пятьдесят рублей, потом сто.

Само создание университетских женских курсов в тех условиях, когда женщинам было недоступно высшее образование, было, конечно же, проявлением борьбы за равноправие. Однако те, кто поступал на Высшие женские курсы, в своей массе вовсе не были феминистками. Свою главную миссию он видели в служении народу.

Ярчайшая фигура общественной жизни Петербурга, по словам Достоевского, «умное сердце», Анна Философова говорила: «Белая кость преклоняется, она скорбит, что так долго жила за счет народа, поэтому должна многое для него сделать».

Здание на 10-й линии Васильевского острова, 31 - 35, где помещались курсы, было одним из культурных очагов Петербурга. За годы их существования, с 1882-го по 1918 год, состоялось 34 выпуска, свидетельства об окончании получили 7592 молодые женщины. Еще примерно половина от этого числа, по приблизительным подсчетам, не получили такого документа из-за политической неблагонадежности, болезней, нехватки денег на учебу.

Вообще же Высшие женские курсы долгое время существовали наравне со средними учебными заведениями и никакого особого статуса выпускницам не давали. Бестужевки могли работать домашними учительницами и наставницами. И только в 1910 году Государственный совет признал курсы высшим учебным заведением, а в марте 1913 года документы об их окончании были приравнены к выпускным свидетельствам Университета.

80% выпускниц Бестужевских курсов стали педагогами. Большинство возвращались в провинцию, там они становились фигурами, привлекавшими молодежь, что вызывало беспокойство полиции и местных властей, хотя совершенно напрасно: бестужевки вовсе не обязательно отличались политическим радикализмом.

Вообще они всегда делились на «академисток» и «революционерок». Если последние были ориентированы на политическую борьбу, то первые - на науку, даже копили деньги для поездок за границу, там продолжали образование. Сотни бестужевок стали впоследствии кандидатами и докторами наук, десятки - лауреатами государственных премий, пять - членами-корреспондентами Академии наук СССР, в том числе историк и палеограф Ольга Добиаш-Рождественская, лингвист Евгения Истрина, искусствовед Камилла Тревер.

Впрочем, оба потока постоянно пересекались: и «революционерки» были замечены в научных пристрастиях, и «академистки» порой увлекались идеями революции. На курсах было много выходцев из разночинной среды, поэтому неудивительно, что подавляющее число бестужевок приняли советскую власть. В эмиграции оказались считанные единицы.

Именно после революции, за которую так ратовали многие бестужевки, курсы прекратили свое существование. В первую очередь потому, что женщины получили равные права с мужчинами, и необходимость в специальном женском учебном заведении отпала сама собой.

Курсы никто не закрывал: нет такого документа. В 1918 году их переименовали в Третий Петроградский университет, а в 1919-м объединили с Большим университетом. Подобный поворот был вполне закономерным, ведь курсы еще раньше, до революции, называли его пятым факультетом.

Когда потребовались кадры для советской школы, бестужевки активно откликнулись. Они считали, что, если имеют возможность передать следующему поколению хоть бы долю того, чему научили их, - миссия будет выполнена... Служение науке и народу они ставили выше всего, вне зависимости от политических условий. Как повезло тем, у кого были учителя-бестужевки!

Выпускницы курсов впоследствии всю жизнь держались друг друга, объединенные памятью о своей молодости, профессорах и alma mater. А вот официальных встреч бестужевок до конца 1950-х годов не было - очевидно, времена были не те. Впервые они собрались вместе 21 марта 1959 года в Актовом зале ЛГУ - по случаю 80-летия со дня основания курсов. Инициатором выступила старейшая бестужевка (1879 года рождения) химик Наталья Павловна Вревская.

Организаторы встречи подготовили обширную анкету для сбора сведений, обратились с призывом писать воспоминания. Для редактирования текстов, сбора материалов, помощи нуждавшимся товарищам были образованы Ленинградский комитет и Московское бюро, за границей - Парижское объединение. В год столетия курсов, в 1978 году, бестужевки провели свою последнюю встречу.

Главное, что они хотели завещать будущим поколениям, - активную позицию в обществе. Представьте себе ситуацию: в Петербурге очередное наводнение, и бестужевки плывут на лодках на остров Голодай, чтобы помочь жителям спастись от потопа... В годы Первой мировой войны они работали в лазарете в здании курсов, шли на фронт. Бесконечно помогали и друг другу: организовывали землячества, кассы взаимопомощи, общества вспомоществования... Вообще бестужевки считали, что если курсистка не прошла школу общественной помощи, она будет бесполезна.

#образование #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6294) от 05.10.2018 под заголовком ««Академистки» и «революционерки»».


Комментарии