Академик домашних сцен

В истории искусства немного примеров, когда за короткий срок живописец создает произведения огромного художественного значения, покорившие современников и потомков. К этому ряду относится творчество художника Павла Андреевича Федотова, родившегося двести лет назад, 22 июня (4 июля) 1815 года.

Академик домашних сцен | ФОТО Chamille-White/shutterstock.com

ФОТО Chamille-White/shutterstock.com

Вехи его судьбы хорошо изучены исследователями: окончание с золотой медалью 1-го Московского кадетского корпуса, назначение в Петербург, служба в лейб-гвардии Финляндском полку, посещение вечерних рисовальных классов Академии художеств на правах вольнослушателя. В 1844 году по домашним обстоятельствам он вышел в отставку в чине капитана с правом ношения мундира, после чего создал произведения, вписавшие его имя в историю русского искусства. За полотно «Разборчивая невеста» (1847) художник был признан «назначенным академиком», а «Сватовство майора» (1848) позволило совету Академии художеств 30 сентября 1848 года присвоить Федотову звание академика «по живописи домашних сцен»...

Художник еще некоторое время был востребован публикой, но затем его положение стало меняться к худшему. Причиной этому могло служить упоминание его имени в делах петрашевцев, когда некоторые участники собраний указали на П. Федотова в качестве «своего художника», способного наглядно изобразить пороки общества. На живописца начались гонения цензуры и прессы, публика отвернулась от его творчества. Как следствие – нищенское существование, психическое расстройство и смерть в лечебнице для душевнобольных 14 (26) ноября 1852 года.

Сегодня значительные собрания произведений Федотова находятся в Русском музее и Третьяковской галерее, но прежде они в разные годы принадлежали более ста учреждениям и лицам, включая Александра II. Последний, будучи еще великим князем, заказал художнику-офицеру акварели «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» и «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка». Они перешли по наследству к Александру III, а затем и Николаю II.

Большинство сюжетов работ Павла Федотова было связано с армейской жизнью: после выхода в запас художник часто встречался со своими бывшими сослуживцами, они же становились героями его работ. Сегодня это позволяет нам увидеть более 70 поименно известных современников художника. После смерти Федотова в музее офицерского собрания лейб-гвардии Финляндского полка появилась постоянная экспозиция о нем, а командование других полков старалось разместить в помещениях офицерских собраний копии его работ...

Однако Павел Федотов был не только живописцем, но еще поэтом и композитором. Сочиненная им в 1841 году «Солдатская песня» для лейб-гвардии Финляндского полка исполнялась и в конце XIX века. Используя традиции народного творчества, он сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на московских выставках, что подробно описывалось в воспоминаниях современников. Самое знаменитое произведение – стихотворение на сюжет картины «Сватовство майора».

Исследователи творчества художника приводят в пример изданную в 1857 году в Лейпциге поэму художника «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», непременно добавляя, что в России она была запрещена и распространялась только в рукописных вариантах. Короткие отрывки из «шутки-поэмы» после смерти художника публиковались на страницах некоторых журналов, а один из ее вариантов был опубликован только в 1872 году в майском номере исторического журнала «Русская старина» под названием «Майор».

Вот лишь несколько строк из поэмы:

Впрочем, есть еще места,
На которых и спроста,
Без особенной науки,
Можно греть порядком руки.

Не об жалованье речь,
Совесть можно сбросить с плеч!
Ведь такие нынче годы!
Говорят все про доходы.

В 1889 году журнал снова обратился к творчеству художника. На его страницах были опубликованы написанные в первой половине 1849 года басни Федотова «Цветки садовый и оранжерейный», посвященные «моим новым знакомым смолянкам», и «Пчела и цветок». В редакцию эти авторские рукописи попали от Надежды Петровны Жданович, которую художник изобразил в 1849 году на портрете в голубом платье с белым передником – форменной одежде воспитанниц Смольного института. Федотов был дружен с семейством Жданович в последние годы жизни. В начале XX века Надежда Жданович передала в Русский музей несколько федотовских портретов своих близких...

Исследователи творчества живописца до сих пор сталкиваются с открытиями. Не так давно частный коллекционер принес на консультацию в Русский музей небольшой женский портрет, который специалисты определили как неизвестную до сего времени работу Павла Федотова, выполненную в 1850 году. И уже осенью этого года в Русском музее планируют впервые представить этот портрет широкой публике – в ходе выставки, посвященной творчеству Федотова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».