Главная городская газета

Афронт императрице

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Афронт императрице | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

Любопытные подробности петербургской великосветской жизни удалось отыскать в мемуарах бывшего директора Императорских театров Владимира Теляковского. Он вспоминает балы 80-х годов XIX века, на которых присутствовал, будучи молодым офицером Конной гвардии. Рукопись хранится в Москве в Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

В ту эпоху от молодых людей – как военных, так и гражданских – требовалось умение танцевать. И, например, в программу пажеского корпуса входило обязательное обучение танцам, фехтованию и верховой езде. На большие балы в Зимнем дворце, которые собирали до тысячи человек, приглашали военных (генералов и офицеров) и гражданских гостей (от IV класса по Табели о рангах и выше). А на более скромные цар-ские балы приглашали офицеров иногда VII класса и ниже, например, ротмистров, но только хорошо танцующих, которых лично отбирала императрица.

В Зимнем дворце в это время дирижировал танцами командир уланского полка генерал Александр Струков. Высокого роста, тонкий, представительный и ловкий кавалер, он не только хорошо ездил верхом, но и замечательно танцевал. На таких балах великие князья редко танцевали с особами царской фамилии: за маленькими круглыми столами на 10 – 12 человек они обыкновенно общались с городскими барышнями.

«Сам Александр III никогда не танцевал, – отмечал Владимир Теляковский. – Он или играл в карты, или смотрел стоя, как танцуют, или беседовал с приглашенными...» А вот его супруга императрица Мария Федоровна (до замужества – датская принцесса Дагмара) была легкой в общении и очень любила танцевать. Иногда она даже принимала участие в танцах на утренниках, даваемых в Аничковом дворце для учеников пажеского и кадетских корпусов.

Как вспоминал Теляковский, императрицу, конечно, не полагалось приглашать танцевать: она сама посылала дирижеров или кого-нибудь из придворных или великих князей сказать кавалеру, что желает с ним танцевать, но иногда могла подойти и сама пригласить на танец.

Раз на «детском» утреннике случился такой эпизод. Императрица подошла к 14-летнему пажу Григорию Черткову (впоследствии – участник Русско-японской и Первой мировой войн, генерал-майор, георгиевский кавалер. – И. Г.) и спросила, любит ли он танцевать и хочет ли вальсировать с ней. Юный Чертков сконфузился, растерялся и ответил: Je ne danse pas («Я не танцую»).

Императрица рассмеялась и не стала настаивать. Однако, встретив тут же его отца, Григория Александровича Черткова, начальника егерей, руководившего придворной охотой, она пожаловалась ему, что первый раз в жизни «потерпела страшный афронт»: кавалер отказался с ней танцевать. Чертков, разумеется, поинтересовался именем невежды. «Ваш сын», – улыбаясь, ответила Мария Федоровна. Анекдот этот, конечно, скоро всем стал известен, и потом долго в корпусе Гришу Черткова дразнили его оплошностью...

Как это ни парадоксально, но бывали случаи, когда вальсирующие «роняли» императрицу. Теляковский уточняет: «Раз ее уронил князь М. М. Голицын, флигель-адъютант, а раз, на моих глазах кавалергардский офицер граф А. В. Адлерберг (Александр Васильевич Адлерберг – впоследствии петербургский губернатор. – И. Г.). Произошло это оттого, что у платья императрицы оторвалась оборка под нижнем краем платья. Адлерберг со шпорами в ней запутался, споткнулся, не удержал равновесия и увлек за собой при падении императрицу. Было это на одном из балов в Аничкином дворце. К императрице подбежали, подняли ее, и она спокойно докончила вальс и успокоила сконфуженного и совсем растерявшегося молодого офицера, над которым потом долго в полку подтрунивали».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook