Адмирал с призванием художника

Как известно, выпускники Морского кадетского корпуса прославили не только отечественный флот. Достаточно вспомнить композитора Н. А. Римского-Корсакова и художника-баталиста В. В. Верещагина.

Адмирал с призванием художника | Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.<br>Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.
Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

В этом же ряду – известный, к сожалению, только узкому кругу специалистов художник-маринист Петр Николаевич Вагнер. В начале ХХ века критик А. М. Антокольский отмечал: «Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

В отличие от Н. А. Римского-Корсакова, вышедшего из строевого состава флота в чине лейтенанта, и В. В. Верещагина, оставившего морскую службу почти сразу после производства в гардемарины, П. Н. Вагнер практически всю жизнь сочетал службу на флоте с профессиональными занятиями живописью. И дослужился до звания вице-адмирала. Уникальный случай...

После окончания в 1886 году Морского кадетского корпуса (тогда он назывался Морским училищем) П. Н. Вагнер остался в этом привилегированном учебном заведении в качестве воспитателя и преподавателя. В 1890 году он окончил Геодезическое отделение Морской академии. А спустя четыре года поступил в Императорскую Академию художеств в пейзажную мастерскую профессора А. И. Куинджи. Соученик и приятель П. Н. Вагнера известный художник А. А. Рылов в своих «Воспоминаниях» описывал, как после работы в мастерской непременно устраивался концерт. Художники музицировали в меру своих способностей, причем морской офицер Вагнер играл на балалайке.

В 1899 году П. Н. Вагнер окончил Академию художеств с присвоением ему звания классного художника академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Работал он главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Правда, архивные документы свидетельствуют, что сочетать службу на флоте с живописными занятиями ему все-таки было довольно трудно.

Недаром в 1901 году капитан 1-го ранга А. А. Купреянов давал Вагнеру не очень лестную характеристику: «Достаточно дисциплинарен, но мало исполнителен; от службы уклоняется под благовидными предлогами при всяком случае. Склонность питает, кажется, к живописи, к морскому же делу не проявляет склонности... Невозмутим и весьма равнодушно переносит сетования на него сослуживцев за его нерадивость; поэтому и историй никаких не выходило».

Наиболее объективно звучала аттестация П. Н. Вагнера, написанная инспектором классов Морского корпуса полковником по Адмиралтейству А. М. Бригером в 1907 году: «В сущности истинное призвание его есть искусство, так как аттестуемый весьма незаурядный художник... В среде художников Петр Николаевич Вагнер занимает вполне почетное место, чего не достигает он в равной степени среди преподавателей Морского корпуса».

Там же говорилось, что вызывает нарекания «некоторая схематичность его преподавания и составленного им курса навигации, однако так как до сих пор в русской военно-морской литературе не имеется по этому предмету ничего лучшего, то с ним мирятся». Действительно, учебник навигации, составленный

П. Н. Вагнером, до 1910 года был единственным руководством при преподавании этого предмета.

К 1913 году П. Н. Вагнер дослужился до чина генерал-майора по Адмиралтейству.

От политики он был далек и к революционным потрясениям относился как к временному умопомешательству общества. После октябрьских событий 1917 года остался в Петрограде и приказом от 7 марта 1918 года был назначен заведующим Классом гидрографов, а 9 декабря 1920 года – начальником Отдельных классов гидрографов.

Последняя должность П. Н. Вагнера на флотской службе – начальник Военно-морского гидрографического училища, от которой как «классово чуждый элемент» он был освобожден 17 июля 1923 года. Один из воспитанников упомянутого учебного заведения видный советский военачальник Георгий Холостяков вспоминал в своей книге «Вечный огонь»: «Своеобразным человеком был начальник училища П. Н. Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него – беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

После увольнения с морской службы Вагнер до 1929 года был професcором Высшего художественно-технического института (бывшей Академии художеств). Можно предположить, что, как бывший генерал-майор императорского флота, он не мог принять нового порядка, глубоко переживал многочисленные потери близких, друзей и сослуживцев. Искусство служило ему утешением и опорой, но не могло быть защитой от реальности.

Точная дата смерти П. Н. Вагнера неизвестна. По сведениям его потомков, живущих в Петербурге, он умер в 1932 году. Похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. Памятник, увы, не сохранился. Судьба оберегла Петра Николаевича от самых страшных испытаний: арест и расстрел в 1938 году единственного сына и последовавшие репрессии против близких родственников произошли уже после его кончины...

Гангутское-сражение-1912.jpg

Картина П. Н. Вагнера «Гангутское сражение», написанная им в 1912 году, находится ныне в коллекции Центрального военно-морского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5586) от 13.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...