Адмирал с призванием художника

Как известно, выпускники Морского кадетского корпуса прославили не только отечественный флот. Достаточно вспомнить композитора Н. А. Римского-Корсакова и художника-баталиста В. В. Верещагина.

Адмирал с призванием художника | Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.<br>Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.
Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

В этом же ряду – известный, к сожалению, только узкому кругу специалистов художник-маринист Петр Николаевич Вагнер. В начале ХХ века критик А. М. Антокольский отмечал: «Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

В отличие от Н. А. Римского-Корсакова, вышедшего из строевого состава флота в чине лейтенанта, и В. В. Верещагина, оставившего морскую службу почти сразу после производства в гардемарины, П. Н. Вагнер практически всю жизнь сочетал службу на флоте с профессиональными занятиями живописью. И дослужился до звания вице-адмирала. Уникальный случай...

После окончания в 1886 году Морского кадетского корпуса (тогда он назывался Морским училищем) П. Н. Вагнер остался в этом привилегированном учебном заведении в качестве воспитателя и преподавателя. В 1890 году он окончил Геодезическое отделение Морской академии. А спустя четыре года поступил в Императорскую Академию художеств в пейзажную мастерскую профессора А. И. Куинджи. Соученик и приятель П. Н. Вагнера известный художник А. А. Рылов в своих «Воспоминаниях» описывал, как после работы в мастерской непременно устраивался концерт. Художники музицировали в меру своих способностей, причем морской офицер Вагнер играл на балалайке.

В 1899 году П. Н. Вагнер окончил Академию художеств с присвоением ему звания классного художника академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Работал он главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Правда, архивные документы свидетельствуют, что сочетать службу на флоте с живописными занятиями ему все-таки было довольно трудно.

Недаром в 1901 году капитан 1-го ранга А. А. Купреянов давал Вагнеру не очень лестную характеристику: «Достаточно дисциплинарен, но мало исполнителен; от службы уклоняется под благовидными предлогами при всяком случае. Склонность питает, кажется, к живописи, к морскому же делу не проявляет склонности... Невозмутим и весьма равнодушно переносит сетования на него сослуживцев за его нерадивость; поэтому и историй никаких не выходило».

Наиболее объективно звучала аттестация П. Н. Вагнера, написанная инспектором классов Морского корпуса полковником по Адмиралтейству А. М. Бригером в 1907 году: «В сущности истинное призвание его есть искусство, так как аттестуемый весьма незаурядный художник... В среде художников Петр Николаевич Вагнер занимает вполне почетное место, чего не достигает он в равной степени среди преподавателей Морского корпуса».

Там же говорилось, что вызывает нарекания «некоторая схематичность его преподавания и составленного им курса навигации, однако так как до сих пор в русской военно-морской литературе не имеется по этому предмету ничего лучшего, то с ним мирятся». Действительно, учебник навигации, составленный

П. Н. Вагнером, до 1910 года был единственным руководством при преподавании этого предмета.

К 1913 году П. Н. Вагнер дослужился до чина генерал-майора по Адмиралтейству.

От политики он был далек и к революционным потрясениям относился как к временному умопомешательству общества. После октябрьских событий 1917 года остался в Петрограде и приказом от 7 марта 1918 года был назначен заведующим Классом гидрографов, а 9 декабря 1920 года – начальником Отдельных классов гидрографов.

Последняя должность П. Н. Вагнера на флотской службе – начальник Военно-морского гидрографического училища, от которой как «классово чуждый элемент» он был освобожден 17 июля 1923 года. Один из воспитанников упомянутого учебного заведения видный советский военачальник Георгий Холостяков вспоминал в своей книге «Вечный огонь»: «Своеобразным человеком был начальник училища П. Н. Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него – беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

После увольнения с морской службы Вагнер до 1929 года был професcором Высшего художественно-технического института (бывшей Академии художеств). Можно предположить, что, как бывший генерал-майор императорского флота, он не мог принять нового порядка, глубоко переживал многочисленные потери близких, друзей и сослуживцев. Искусство служило ему утешением и опорой, но не могло быть защитой от реальности.

Точная дата смерти П. Н. Вагнера неизвестна. По сведениям его потомков, живущих в Петербурге, он умер в 1932 году. Похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. Памятник, увы, не сохранился. Судьба оберегла Петра Николаевича от самых страшных испытаний: арест и расстрел в 1938 году единственного сына и последовавшие репрессии против близких родственников произошли уже после его кончины...

Гангутское-сражение-1912.jpg

Картина П. Н. Вагнера «Гангутское сражение», написанная им в 1912 году, находится ныне в коллекции Центрального военно-морского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5586) от 13.11.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.