Адмирал с призванием художника

Как известно, выпускники Морского кадетского корпуса прославили не только отечественный флот. Достаточно вспомнить композитора Н. А. Римского-Корсакова и художника-баталиста В. В. Верещагина.

Адмирал с призванием художника | Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.<br>Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

Петр Николаевич Вагнер с сыном Николаем, около 1910 г.
Фото предоставила правнучка П. Н. Вагнера А. Ю. Заднепровская

В этом же ряду – известный, к сожалению, только узкому кругу специалистов художник-маринист Петр Николаевич Вагнер. В начале ХХ века критик А. М. Антокольский отмечал: «Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

В отличие от Н. А. Римского-Корсакова, вышедшего из строевого состава флота в чине лейтенанта, и В. В. Верещагина, оставившего морскую службу почти сразу после производства в гардемарины, П. Н. Вагнер практически всю жизнь сочетал службу на флоте с профессиональными занятиями живописью. И дослужился до звания вице-адмирала. Уникальный случай...

После окончания в 1886 году Морского кадетского корпуса (тогда он назывался Морским училищем) П. Н. Вагнер остался в этом привилегированном учебном заведении в качестве воспитателя и преподавателя. В 1890 году он окончил Геодезическое отделение Морской академии. А спустя четыре года поступил в Императорскую Академию художеств в пейзажную мастерскую профессора А. И. Куинджи. Соученик и приятель П. Н. Вагнера известный художник А. А. Рылов в своих «Воспоминаниях» описывал, как после работы в мастерской непременно устраивался концерт. Художники музицировали в меру своих способностей, причем морской офицер Вагнер играл на балалайке.

В 1899 году П. Н. Вагнер окончил Академию художеств с присвоением ему звания классного художника академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Работал он главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Правда, архивные документы свидетельствуют, что сочетать службу на флоте с живописными занятиями ему все-таки было довольно трудно.

Недаром в 1901 году капитан 1-го ранга А. А. Купреянов давал Вагнеру не очень лестную характеристику: «Достаточно дисциплинарен, но мало исполнителен; от службы уклоняется под благовидными предлогами при всяком случае. Склонность питает, кажется, к живописи, к морскому же делу не проявляет склонности... Невозмутим и весьма равнодушно переносит сетования на него сослуживцев за его нерадивость; поэтому и историй никаких не выходило».

Наиболее объективно звучала аттестация П. Н. Вагнера, написанная инспектором классов Морского корпуса полковником по Адмиралтейству А. М. Бригером в 1907 году: «В сущности истинное призвание его есть искусство, так как аттестуемый весьма незаурядный художник... В среде художников Петр Николаевич Вагнер занимает вполне почетное место, чего не достигает он в равной степени среди преподавателей Морского корпуса».

Там же говорилось, что вызывает нарекания «некоторая схематичность его преподавания и составленного им курса навигации, однако так как до сих пор в русской военно-морской литературе не имеется по этому предмету ничего лучшего, то с ним мирятся». Действительно, учебник навигации, составленный

П. Н. Вагнером, до 1910 года был единственным руководством при преподавании этого предмета.

К 1913 году П. Н. Вагнер дослужился до чина генерал-майора по Адмиралтейству.

От политики он был далек и к революционным потрясениям относился как к временному умопомешательству общества. После октябрьских событий 1917 года остался в Петрограде и приказом от 7 марта 1918 года был назначен заведующим Классом гидрографов, а 9 декабря 1920 года – начальником Отдельных классов гидрографов.

Последняя должность П. Н. Вагнера на флотской службе – начальник Военно-морского гидрографического училища, от которой как «классово чуждый элемент» он был освобожден 17 июля 1923 года. Один из воспитанников упомянутого учебного заведения видный советский военачальник Георгий Холостяков вспоминал в своей книге «Вечный огонь»: «Своеобразным человеком был начальник училища П. Н. Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него – беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

После увольнения с морской службы Вагнер до 1929 года был професcором Высшего художественно-технического института (бывшей Академии художеств). Можно предположить, что, как бывший генерал-майор императорского флота, он не мог принять нового порядка, глубоко переживал многочисленные потери близких, друзей и сослуживцев. Искусство служило ему утешением и опорой, но не могло быть защитой от реальности.

Точная дата смерти П. Н. Вагнера неизвестна. По сведениям его потомков, живущих в Петербурге, он умер в 1932 году. Похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. Памятник, увы, не сохранился. Судьба оберегла Петра Николаевича от самых страшных испытаний: арест и расстрел в 1938 году единственного сына и последовавшие репрессии против близких родственников произошли уже после его кончины...

Гангутское-сражение-1912.jpg

Картина П. Н. Вагнера «Гангутское сражение», написанная им в 1912 году, находится ныне в коллекции Центрального военно-морского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5586) от 13.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».