Живописная дуэль

Несколько лет назад сотрудник Таллинского городского музея Калмар Улм прислал автору этих строк любопытную фотографию. К ней был приложен следующий комментарий: «Из фотоархива нашего музея. Эта мемориальная доска находилась в воротах бастиона Нарвы в 1700 году, но в советское время пропала из Нарвского музея».

  Живописная дуэль | Иллюстрацию предоставил Калмар Улм (Эстония) Так выглядел нарвский щит в память об осаде города в 1700 году, созданный неизвестным западноевропейским скульптором. Фото Н. Ветроградского, 1906 г.

Иллюстрацию предоставил Калмар Улм (Эстония) Так выглядел нарвский щит в память об осаде города в 1700 году, созданный неизвестным западноевропейским скульптором. Фото Н. Ветроградского, 1906 г.

Судя по снимку, выполненному в начале XX века, доска была разделена волнистым бордюром на две неравные части. Верхнюю часть украшало барельефное изображение всадника с поднятым мечом, попирающего поверженного огнедышащего дракона. За героем высилась башня, перед которой выделяется фигура коленопреклоненной девушки в средневековом одеянии. В небе парил ангел, трубивший славу победителю. Вторая, нижняя, часть картины полна символов: в ее центре – фигура воина с оленьей головой, в руках которого рог и копье, а на шее – крест. Рядом – свора собак, готовая растерзать воина-оленя. Справа угадываются две нимфы богини Дианы, выходящие из бурного потока.

В том же письме Калмара Улма содержалась и ссылка на брошюру дореволюционного историка Н. Ветроградского под названием «Нарвский триумфальный щит». Именно он в сентябре 1906 года обнаружил эту реликвию в одной из лавок нарвского рынка, прогуливаясь между мясными рядами.

«Первоначально поверхность доски представляла собой сплошное ржавое пятно, на котором кое-где выступали рельефы неопределенного очертания», – отмечал исследователь.

После тщательного изучения всех изображенных на щите фигур Ветроградский пришел к мнению, что барельеф – не что иное, как «археологический панегирик», прославляющий победу шведского короля Карла XII над русскими войсками под Нарвой в ночь на 20 ноября 1700 года. Вероятнее всего, эта «памятная стела» была отлита вскоре после Нарвского сражения. Затем ее вмонтировали в крепостную стену или выставляли на воротах одного из бастионов города.

На эту мысль Ветроградского навели выемки на щите, предназначенные для зажимных скоб. По его мнению, для основы сюжета западный скульптор использовал легенду о святом Георгии Победоносце и, возможно, не без намека на российский герб. Русскому войску скульптор отвел роль поверженного дракона, чуть не поглотившего прекрасную девушку, олицетворяющую Нарву. В образе Георгия Победоносца автор, несомненно, видел героя Нарвы – Карла XII. Башня за его спиной – нарвская ратуша. Не случайно на ее шпиле проступает силуэт журавля: будучи символом бдительности, он издревле украшал нарвскую ратушу.

Работая над нижней частью щита, скульптор использовал античный миф «Диана и Актеон». Суть его в том, что однажды охотник увидел купающуюся Диану и ее нимф, за что был немедленно превращен разгневанной богиней охоты в оленя и растерзан своими же псами, не узнавшими в рогатом животном хозяина. Ветроградский полагал, что в образе незадачливого охотника Актеона на щите представлен Петр I. Возможно, автор барельефа как раз и намекал на измену ему своих же приближенных.

Дело в том, что в Ревеле после Нарвского сражения ходили слухи: когда шведы ворвались в русский лагерь, петровские солдаты обвиняли «немцев» в измене. Под «немцами» государева пехота имела в виду Карла Евгения де Кроа, человека весьма слабого в военном искусстве и непонятно за какие заслуги утвержденного царем в должности главнокомандующего. Также рассказывали, что Карл XII, прослышав, что русские едва не убили своего иноземного предводителя, встретил пленника с усмешкой: «Добро пожаловать, герцог! У нас вам будет теплее, а главное – безопаснее»...

Можно не сомневаться в том, что Петр I, взявший Нарвскую крепость в 1704 году, видел этот щит, который был снят с бастиона и сохранен для потомства. Позднее русский царь в художественной форме «отомстил» своему извечному сопернику. Правда, это случилось спустя двадцать лет, когда шведского короля уже не было в живых.

Эстонский историк Юри Куускемаа резонно предполагает, что именно увиденный в Нарве щит навеял Петру I сюжет для главного живописного украшения Кадриорга – большого плафона в парадном зале дворца. Художник тоже обратился к мифу о «Диане и Актеоне»; только в роли охотника выступал уже Карл XII, который «упустил» Нарву, завел свои войска под Полтаву, был предан своими союзниками и бесславно погиб от шальной пули в Норвегии. Диана же символизировала Россию-победительницу. Вот так элегантно закончилась «живописная дуэль» первого императора России и «последнего варяга» Швеции, как нередко именовали Карла XII на страницах российской периодики с XIX века.

Что же касается нарвского щита, то впоследствии он был приобретен любительницей старины Глафирой Лаврецовой для будущего Нарвского музея за 25 рублей. Добавим, что вместе со своим супругом, купцом и промышленником Сергеем Лаврецовым, она была основателем Нарвского городского музея. Реликвия была утрачена во время эвакуации собрания Нарвского музея в августе 1941 года, когда экспонаты были переправлены в Усть-Лугу. Их дальнейшая судьба осталась неизвестной...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...