«Мир смертельной мерзлоты». Зимняя уборка как историческая проблема Петербурга

Когда читаешь дореволюционные архивные документы городского самоуправления, возникает впечатление, что они написаны как будто вчера. И в те годы уборка выпавшего снега и очищение мостовых и тротуаров ото льда всякий раз приносили городским властям огромные проблемы.

«Мир смертельной мерзлоты». Зимняя уборка как историческая проблема Петербурга | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Треповская весна


Одна из служебных телеграмм петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (он занимал этот пост в 1873 - 1878 годах) начиналась указанием: «Убрать и сколоть снег и лед в три дня...». Грозное предписание с обещанием взыскать с виновных возымело действие, и в столице была введена практика скалывать с мостовых слежавшийся за зиму лед. Впоследствии она настолько прочно вошла в обиход петербуржцев, что появилось крылатое выражение «треповская весна», означавшее приход теплого времени, вызванный искусственно, наперекор календарю.

С 1884 года в столице действовало обязательное постановление городской думы, касающееся уборки улиц. К восьми часам утра дворники должны были очистить мостовые и тротуары, затем в течение дня производить уборку накопившегося мусора. Зимой улицы посыпали песком.

Снег дворники сгребали большими деревянными лопатами в валы вдоль тротуаров, затем его отвозили либо на специально отведенные «пустопорожние» места - так называемые снежные свалки, либо на снеготаялки. Последние представляли собой деревянные ящики, внутри которых находился железный шатер с дровами. Снег накидывали на этот шатер, он таял, и вода стекала в канализацию.

Как свидетельствуют документы ЦГИА СПб, централизованной службы уборки снега и льда в ту пору не существовало, и всю работу выполняли подрядчики, заключавшие договоры с городской управой. При этом очистка улиц производилась не одномоментно. Канцелярия петербургского градоначальника совместно с управой ежегодно составляла расписание, разделяя улицы на три категории. К первой относились магистрали с усиленным движением (например, Невский и Литейный проспекты, Дворцовая и Исаакиевская площади), ко второй - с обычным, к третьей - все остальные. К началу ХХ века ко второй категории стали относить также и улицы с трамвайным движением.

Если нет лошадей...


В «спокойные» годы подрядчики достаточно успешно справлялись с обязанностями. Судя по фотографиям Буллы и других мастеров, центральные улицы были вычищены образцово. На окраинах дело обстояло вовсе не так благополучно...

В «беспокойные» годы, когда страну лихорадило, город убирали гораздо хуже. К примеру, в Первую мировую войну дело осложнялось недостатком рабочих рук и перевозочных средств, стремительным ростом цен на дрова и ломовой извоз. Неухоженное состояние улиц не раз обсуждали в городской думе.

Так, 18 февраля 1915 года гласный Казицын заявил, что мостовые у Мариинского дворца и Сенатской площади из-за несвоевременной уборки льда десять дней находились «в безобразном состоянии». Ему вторил другой депутат, пожаловавшийся, что на Чернышевой площади (ныне пл. Ломоносова) начали скалывать лед, но из-за сильных морозов прекратили. Из-за этого, мол, мостовая «в очень плохом состоянии».

Согласно стенограмме заседания, член городской управы Новиков, в ведении которого как раз и находилась уборка Чернышевой площади, оправдывался: «Я звоню каждый раз, так как всегда прохожу там, и мне отвечают, что или лошадей нет... да-с, да-с, да-с, что нет лошадей, самое главное, что нет лошадей». На вопрос же депутатов, можно ли оштрафовать подрядчика, Новиков ответил: «Когда мне говорят, что нет лошадей, и ссылаются на войну, то, как вам известно, ваше превосходительство, тогда штрафовать нельзя».

В итоге, когда в середине марта 1915 года столицу накрыли очередные снегопады, градоначальник князь Оболенский разрешил собранный с улиц и дворов снег сбрасывать в реки и каналы, что ранее запрещалось. Домовладельцы, воспользовавшись этим, завалили акваторию сколотым льдом, мусором и нечистотами...

Ситуация грозила повториться и следующей зимой. 29 ноября 1915 года в газете «Вечернее время» появилась полушутливая заметка «Налог на снег», в которой чиновникам предлагалось пополнить городскую казну, введя сбор с домовладельцев за каждый воз снега. Публикация очень не понравилась градоначальнику: он оправдывался, что сброс снега в реки и каналы - чрезвычайная мера, которая не может заменить необходимость обычной регулярной уборки.

Однако последствия снегопадов, обрушившихся на город в конце ноября 1915 года, опять подтолкнули князя Оболенского к экстренным мерам. Было выбрано восемь мест для вывоза «чистого снега» (рыхлого, убранного дворниками с тротуаров) - на Большой и Малой Неве, Большой Охте, Ждановке, Фонтанке, Мойке и Пряжке.

Сколотый лед, мусор и навоз сбрасывать в акваторию категорически запрещалось. Тем не менее подобное все равно происходило, поскольку «снежных свалок» на окраинах (а их в ту зиму устроили полсотни) не хватало.

5 февраля 1916 года городской голова сообщал князю Оболенскому, что часть устраиваемых свалок на Васильевском острове необходимо ликвидировать, поскольку весной случится потоп...

Каждому буржую по лопате


Зимой 1917 года все в точности повторилось. Городской голова Лелянов сетовал, что город завален неубранным снегом. Дело кончилось тем, что ровно через месяц «ввиду обильного выпадения снега» всем домовладельцам разрешили без особых ходатайств сваливать снег в реки и каналы.

В таком состоянии Петроград встретил Февральскую революцию. Временному правительству не довелось поучаствовать в борьбе с природной стихией - его, как известно, свергли еще до наступления зимы, а вот большевики взялись за уборку снега со свойственным им радикализмом.

22 декабря 1917 года Совнарком принял декрет «О всеобщей повинности по очистке снега в Петрограде и на Петроградском железнодорожном узле». В соответствии с ним к работе привлекали тех, кто не был занят «производительным трудом» - прежде всего буржуазию и интеллигенцию. Эта практика в годы Гражданской войны стала привычной. Тем не менее бывшая имперская столица выглядела в ту пору весьма непрезентабельно.

«...Мир смертельной мерзлоты. Финляндский вокзал, блестящий от снега, был пуст. Широкие, прямые артерии, мосты, перекинутые через Неву, покрытая снегом замерзшая река, казалось, принадлежали покинутому городу», - таким увидел Петроград в январе 1919 года французский социалист Виктор Серж (Кибальчич), высланный из своей страны за революционную деятельность.

Только после окончания Гражданской войны властям удалось постепенно наладить городское хозяйство. А в 1925 году было принято «Положение о дворниках и ночных сторожах», напоминавшее дореволюционные постановления об уборке улиц.

#наследие #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком « «Убрать и сколоть снег и лед в три дня...»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».