«Мир смертельной мерзлоты». Зимняя уборка как историческая проблема Петербурга

Когда читаешь дореволюционные архивные документы городского самоуправления, возникает впечатление, что они написаны как будто вчера. И в те годы уборка выпавшего снега и очищение мостовых и тротуаров ото льда всякий раз приносили городским властям огромные проблемы.

«Мир смертельной мерзлоты». Зимняя уборка как историческая проблема Петербурга | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Треповская весна


Одна из служебных телеграмм петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (он занимал этот пост в 1873 - 1878 годах) начиналась указанием: «Убрать и сколоть снег и лед в три дня...». Грозное предписание с обещанием взыскать с виновных возымело действие, и в столице была введена практика скалывать с мостовых слежавшийся за зиму лед. Впоследствии она настолько прочно вошла в обиход петербуржцев, что появилось крылатое выражение «треповская весна», означавшее приход теплого времени, вызванный искусственно, наперекор календарю.

С 1884 года в столице действовало обязательное постановление городской думы, касающееся уборки улиц. К восьми часам утра дворники должны были очистить мостовые и тротуары, затем в течение дня производить уборку накопившегося мусора. Зимой улицы посыпали песком.

Снег дворники сгребали большими деревянными лопатами в валы вдоль тротуаров, затем его отвозили либо на специально отведенные «пустопорожние» места - так называемые снежные свалки, либо на снеготаялки. Последние представляли собой деревянные ящики, внутри которых находился железный шатер с дровами. Снег накидывали на этот шатер, он таял, и вода стекала в канализацию.

Как свидетельствуют документы ЦГИА СПб, централизованной службы уборки снега и льда в ту пору не существовало, и всю работу выполняли подрядчики, заключавшие договоры с городской управой. При этом очистка улиц производилась не одномоментно. Канцелярия петербургского градоначальника совместно с управой ежегодно составляла расписание, разделяя улицы на три категории. К первой относились магистрали с усиленным движением (например, Невский и Литейный проспекты, Дворцовая и Исаакиевская площади), ко второй - с обычным, к третьей - все остальные. К началу ХХ века ко второй категории стали относить также и улицы с трамвайным движением.

Если нет лошадей...


В «спокойные» годы подрядчики достаточно успешно справлялись с обязанностями. Судя по фотографиям Буллы и других мастеров, центральные улицы были вычищены образцово. На окраинах дело обстояло вовсе не так благополучно...

В «беспокойные» годы, когда страну лихорадило, город убирали гораздо хуже. К примеру, в Первую мировую войну дело осложнялось недостатком рабочих рук и перевозочных средств, стремительным ростом цен на дрова и ломовой извоз. Неухоженное состояние улиц не раз обсуждали в городской думе.

Так, 18 февраля 1915 года гласный Казицын заявил, что мостовые у Мариинского дворца и Сенатской площади из-за несвоевременной уборки льда десять дней находились «в безобразном состоянии». Ему вторил другой депутат, пожаловавшийся, что на Чернышевой площади (ныне пл. Ломоносова) начали скалывать лед, но из-за сильных морозов прекратили. Из-за этого, мол, мостовая «в очень плохом состоянии».

Согласно стенограмме заседания, член городской управы Новиков, в ведении которого как раз и находилась уборка Чернышевой площади, оправдывался: «Я звоню каждый раз, так как всегда прохожу там, и мне отвечают, что или лошадей нет... да-с, да-с, да-с, что нет лошадей, самое главное, что нет лошадей». На вопрос же депутатов, можно ли оштрафовать подрядчика, Новиков ответил: «Когда мне говорят, что нет лошадей, и ссылаются на войну, то, как вам известно, ваше превосходительство, тогда штрафовать нельзя».

В итоге, когда в середине марта 1915 года столицу накрыли очередные снегопады, градоначальник князь Оболенский разрешил собранный с улиц и дворов снег сбрасывать в реки и каналы, что ранее запрещалось. Домовладельцы, воспользовавшись этим, завалили акваторию сколотым льдом, мусором и нечистотами...

Ситуация грозила повториться и следующей зимой. 29 ноября 1915 года в газете «Вечернее время» появилась полушутливая заметка «Налог на снег», в которой чиновникам предлагалось пополнить городскую казну, введя сбор с домовладельцев за каждый воз снега. Публикация очень не понравилась градоначальнику: он оправдывался, что сброс снега в реки и каналы - чрезвычайная мера, которая не может заменить необходимость обычной регулярной уборки.

Однако последствия снегопадов, обрушившихся на город в конце ноября 1915 года, опять подтолкнули князя Оболенского к экстренным мерам. Было выбрано восемь мест для вывоза «чистого снега» (рыхлого, убранного дворниками с тротуаров) - на Большой и Малой Неве, Большой Охте, Ждановке, Фонтанке, Мойке и Пряжке.

Сколотый лед, мусор и навоз сбрасывать в акваторию категорически запрещалось. Тем не менее подобное все равно происходило, поскольку «снежных свалок» на окраинах (а их в ту зиму устроили полсотни) не хватало.

5 февраля 1916 года городской голова сообщал князю Оболенскому, что часть устраиваемых свалок на Васильевском острове необходимо ликвидировать, поскольку весной случится потоп...

Каждому буржую по лопате


Зимой 1917 года все в точности повторилось. Городской голова Лелянов сетовал, что город завален неубранным снегом. Дело кончилось тем, что ровно через месяц «ввиду обильного выпадения снега» всем домовладельцам разрешили без особых ходатайств сваливать снег в реки и каналы.

В таком состоянии Петроград встретил Февральскую революцию. Временному правительству не довелось поучаствовать в борьбе с природной стихией - его, как известно, свергли еще до наступления зимы, а вот большевики взялись за уборку снега со свойственным им радикализмом.

22 декабря 1917 года Совнарком принял декрет «О всеобщей повинности по очистке снега в Петрограде и на Петроградском железнодорожном узле». В соответствии с ним к работе привлекали тех, кто не был занят «производительным трудом» - прежде всего буржуазию и интеллигенцию. Эта практика в годы Гражданской войны стала привычной. Тем не менее бывшая имперская столица выглядела в ту пору весьма непрезентабельно.

«...Мир смертельной мерзлоты. Финляндский вокзал, блестящий от снега, был пуст. Широкие, прямые артерии, мосты, перекинутые через Неву, покрытая снегом замерзшая река, казалось, принадлежали покинутому городу», - таким увидел Петроград в январе 1919 года французский социалист Виктор Серж (Кибальчич), высланный из своей страны за революционную деятельность.

Только после окончания Гражданской войны властям удалось постепенно наладить городское хозяйство. А в 1925 году было принято «Положение о дворниках и ночных сторожах», напоминавшее дореволюционные постановления об уборке улиц.

#наследие #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком « «Убрать и сколоть снег и лед в три дня...»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...