Агитфарфор для крейсера революции

Прожженный «морской волк» с трубкой в зубах, красноармеец в буденовке и рабочий - такие символические герои изображены на декоративном блюде, преподнесенном крейсеру «Аврора» рабочими и служащими Государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Повод - десятилетие Красной армии и Красного флота. Картина так и дышит послереволюционной художественной «вольницей», еще весьма далекой от выверенных и приглаженных персонажей более позднего советского времени.

  Агитфарфор для крейсера революции | Символический пейзаж заднего плана - под стать «рубленым» лицам героев: дымят трубами и крейсер «Аврора», и гиганты-первенцы советской индустрии. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Символический пейзаж заднего плана - под стать «рубленым» лицам героев: дымят трубами и крейсер «Аврора», и гиганты-первенцы советской индустрии. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Раритет, датированный 1928 годом, хранится в Центральном военно-морском музее. Как отмечают его сотрудники, «агитационный фарфор» был своеобразным видом плаката первого десятилетия советской власти - тогда, когда метод соцреализма еще не был утвержден как единственно правильный и возможный.

- Это единичная работа, абсолютный эксклюзив. На обратной стороне - личная подпись автора произведения Ивана Ризнича, - говорит научный сотрудник музея Ольга Цехановская. - Удивительно, что в момент его создания мастеру было всего двадцать лет. Двумя годами ранее, окончив художественную школу в Павловске, он пришел живописцем на Государственный фарфоровый завод, бывший Императорский.

Когда еще в 1918 году завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, главная задача предприятия была заявлена следующим образом - «помочь преобразить обстановку жизни людей». Художественным руководителем завода был назначен блестящий рисовальщик мастер графической миниатюры Сергей Чехонин. Именно он заложил основы стилистики агитфарфора, ставшего уникальным явлением своего времени. Это была часть масштабного плана идеологической пропаганды, призванного средствами культуры и искусства показать революцию, ее героев и новую счастливую жизнь.

Что же касается Ивана Ризнича, то блюдо на морскую тему, возможно, в чем-то предвосхитило страницы его биографии. В 1930 - 1933 годах он служил по призыву на Черноморском флоте, а Великую Отечественную войну прошел на кораблях Балтики. Защищал Ленинград. Потом снова вернулся на фарфоровый завод. Любопытно, что основные темы его творчества были далеки от политики и идеологии: животные и природа.

Художник любил охоту, великолепно знал повадки зверей. Подчас он сочетал анималистику с историческими темами, как, например, в произведении «Ленин на охоте». В 1975-м Ризнич блестяще выполнил правительственный заказ - роспись «охотничьего» сервиза в подарок Леониду Ильичу Брежневу. Тот, как известно, тоже был заядлым любителем охоты...

И еще одна любопытная деталь: отцом художника был один из первых теоретиков и практиков морского подводного плавания, которого тоже звали Иван Ризнич. Во время Первой мировой войны он был командиром субмарины, а потом начальником дивизиона подводных лодок особого назначения, базировавшихся на севере. Во время Гражданской войны оказался на стороне белых. Художник Иван Ризнич со слов второй жены отца записал в дневнике, что тот погиб в 1920 году на «барже смерти», затопленной красными в Белом море.

#фарфор #завод #Ризнич

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.