Рассказываем о спортивном обществе «Маяк», действующем в Петербурге на рубеже XIX – XX веков

На снимке, сделанном в погожий воскресный день 11 июля 1910 года, — участники спортивного общества «Маяк». В первом ряду — любители быстрой езды, которых именовали в ту пору «циклистами», или «самокатчиками». Выглядят они достаточно просто, а вот во втором ряду запечатлены люди явно более состоятельные. И это не случайно: состав постоянных членов «Маяка» был весьма разнообразен: в него входили служащие правительственных, акционерных и частных учреждений, банков, страховых обществ.

  Рассказываем о спортивном обществе «Маяк», действующем в Петербурге на рубеже XIX – XX веков  | Участников велопрогулки запечатлели у Львиного каскада в западной части Нижнего парка Петергофа / Репродукция. ФОТО АВТОРА

Участников велопрогулки запечатлели у Львиного каскада в западной части Нижнего парка Петергофа / Репродукция. ФОТО АВТОРА

На рубеже XIX – XX веков в Петербурге был создан Комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития. На его основе и возникло общество «Маяк», которое ставило перед собой те же цели. Его первого председателя — профессора Университета, видного юриста-криминолога Николая Степановича Таганцева — на этом пос­ту сменил сенатор, тайный советник Иван Николаевич Турчанинов. Почетным попечителем общества являлся принц Александр Петрович Ольденбургский.

Поначалу участники общества встречались в Офицерском фехтовально-гимнастическом зале на Инженерной улице, 10, а затем переместились на Надеждинскую улицу, 35 (ныне улица Маяковского), где разместился главный зал.

Желающие допускались к занятиям спортом, только пройдя тщательный медицинский осмотр, пос­ле чего специальный инструктор делил их на группы в зависимости от предпочтений и индивидуальных особенностей каждого. Всем занимающимся спортом необходимо было приобрести «одинаковые, очень удобные и красивые костюмы».

Впрочем, спортом все не ограничивалось. «Маяк» предлагал членам общества лекции по общеобразовательным предметам, устраивал вечерние курсы по бухгалтерии, коммерческой и общей арифметике, каллиграфии, стенографии, языкам — русскому, французскому, немецкому и английскому, обучал работе на пишущих машинках. Но и это еще не все. Здесь проводили духовные беседы, концерты, действовало музыкальное отделение, где учили пению и игре на различных инструментах. В образовательных целях «Маяк» устраивал экскурсии, прогулки и поездки, посещение музеев, выставок и даже заводов.

Употребление спиртных напитков и игра в карты, равно как и вообще какая‑либо на деньги, уставом общества были строго запрещены.

Однако «Маяк» ничего не предоставлял даром. При вступлении молодые люди вносили годовую плату в размере пяти рублей. Вечерние курсы по выбранным предметам требовалось оплачивать дополнительно: три рубля за каждый семестр, а для дам-бухгалтеров и того больше — пять рублей. Растущие потребности «Маяка» удовлетворялись также за счет пожертвований со стороны сочувствующих лиц и учреждений.

Особое внимание члены общества уделяли велосипедным прогулкам, проводившимся с мая по август. Их маршруты готовили заранее, и они имели особое расписание. Гвоздем прогулок становились гонки. Правда, «циклисты» клуба «Маяк» не особо рвались к рекордам и череде громких побед. По­этому катание прерывалось различными играми и состязаниями в беге, прыжках, бросании ядра и копья.

Популярность общества росла день ото дня. И не только в столице, доказательством чему служат ходатайства об открытии отделений «Маяка» в разных городах империи. К сожалению, их приходилось отклонять за неимением у общества достаточных средств. В самом же Петербурге к 1910 году количество постоянных членов общества превысило 1800 человек.

В заполненных ими анкетах они сообщали, что в «Маяке» нашли себе «друга и товарища», «душевное спокойствие», отмечали, что «Маяк» — это «светоч, ведущий только к доб­ру и истине», он «дает правильный путь в жизни молодым людям», «открывает целый мир светлых, идеальных мыслей и чувств».

«Маяк» продолжил работу и пос­ле революции. Разумеется, уже в новом качестве. 27 мая 1920 года «Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» сообщили читателям о том, что на Надеждинской улице, 35, вновь открыто «отделение 2‑го спорт-клуба г. Петрограда, б. о-ва «Маяк», занятия происходят «при участии опытных инструкторов по шведской гимнастике, сокольской гимнастике, борьбе, боксу, играм, фехтованию и др. видам спорта».

Газетный зал

«Вчерашним приказом г. градоначальника обращается внимание на возобновившиеся «зазывания» со стороны рыночников-торговцев, а также извозчиков. Зазывания торговцев внутри, например, Сенного рынка, сопровождаются, по словам приказа, «нередко схватыванием прохожих за платье и разными неприличными выражениями». Относительно извозчиков замечено, что они, стоя вдоль тротуаров, начали обращаться с назойливым предложением своих услуг и загораживают дорогу своими экипажами перед прохожими. Г. градоначальник предложил полиции усилить наблюдение для устранения подобных безобразий».

«Петербургский листок», 28 июня 1893 г.

«Как лучше и быстрее благоустроить Володарский (ныне Невский. — Ред.) район — этому вопросу была посвящена 26‑я сессия районного Совета депутатов трудящихся. Ремонтируются тротуары и мостовые, очищены многие дворы. Установлено 500 метров новых металлических решеток и газонных ограждений, приводятся в порядок сады, скверы, заложен плодо-ягодный сад и питомник на Белевском поле. Однако сделано значительно меньше того, что предусмотрено планом. Руководители заводов «Большевик», имени Ленина, «Республика», Лентехфильма и некоторых других предприятий не проявляют заботы о своем районе. Госсанинспекция, отделения милиции, инспектура райкоммунотдела плохо следят за состоянием улиц и дворов».

«Ленинградская правда», 11 июля 1947 г.



#циклисты #маяк #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7688) от 21.06.2024 под заголовком ««Циклисты» на выезде».


Комментарии