Жизнь дешевле пули. Новые подробности уголовного дела четвертьвековой давности

«Судьба бандита» — так называлась статья, опубликованная в нашей газете 27 мая нынешнего года. Рассказывалось в ней об очередном уголовном деле по преступлениям прошлых лет. Получив информацию от одного из героев лихих 90‑х, ныне отбывающего пожизненный срок в израильской тюрьме, оперативники питерского угрозыска и сотрудники Следственного комитета раскрыли два «глухих» убийства 24‑летней давности. По полученным данным, к обоим имел самое непосредственное отношение бизнесмен Олег Каштело. Он был арестован, но признавал свое участие лишь в тех преступлениях, срок давности по которым уже истек. И вот спустя три месяца пребывания в камере Каштело пошел на сделку со следствием и выдал ряд леденящих душу подробностей.

Жизнь дешевле пули. Новые подробности уголовного дела четвертьвековой давности | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Его откровения — бесхитростная картинка тех лет, когда человеческая жизнь ценилась дешевле пули. На любой конфликт в среде братков незамедлительно следовал один приговор — смерть.

Сам Каштело, по его словам, был «мозговым центром» банды «ферганских», возглавлял которую Александр Беляев по кличке Хасан. В отличие от многих других преступных авторитетов, предпочитавших не пачкать рук в крови, он лично показывал своим бойцам «мастер-класс». Так, 15 марта 1993 года на одной из автостоянок собственноручно расстрелял из автомата своего бывшего подчиненного Олега Гуняшина, перебежавшего к «тамбовцам».

В числе прочего, как водилось в те времена, банда промышляла и крышеванием разного уровня бизнесменов. Один из них, Сергей Панченко, в какой‑то момент нашел группу чеченцев, которые предложили ему перейти к ним под крышу за меньшую плату. Хасан, большую часть денег от «опекаемых» забиравший себе, такого, разумеется, стерпеть не мог. Конкурентов, решил он, надо уничтожить.

21 апреля 1994 года к дому на Белградской улице Каштело привез двоих вооруженных братков — Артура Свиридова и Александра Пронина. Они вошли в одну из квартир, где в упор расстреляли четверых чеченцев. Трое погибли на месте, четвертый выжил. Однако, как тот позже заявил на допросе, лиц стрелявших он не запомнил. Панченко, находившийся в это время со своей девушкой на кухне той же квартиры, от показаний отказался, а потом и вовсе скрылся на много лет. Громкое преступление так и осталось не раскрытым.

На следующий день (!) был убит владелец кабаре-клуба «Невские звезды» Роберт Вартанян. Хасан в свое время вложился в этот бизнес, за что регулярно получал процент от прибыли. Однако в какой‑то момент партнеры поссорились. Вартанян отказался давать деньги, за что поплатился жизнью. Один из людей Хасана расстрелял его в упор на улице в Выборгском районе. Жертва, правда, оказалась напрасной — бизнес Вартаняна Хасану «отжать» так и не удалось…

Столь же радикально был разрешен коммерческий спор Хасана с его деловым партнером — членом совета директоров АО «Рефрижераторный флот» Геннадием Коломойцем. Конфликт разгорелся из‑за права владения одним из судов компании. Точку, как всегда, поставила пуля. Тело отвезли на лесопилку во Всеволожском районе и там закопали.

Там же вскоре закопают и другого недавнего соратника Хасана — Михаила Севастьянова. Тот выполнял роль «черного банкира», переводившего деньги шефа в один из литовских банков. Но, видимо, решил, что быть у воды и не напиться, — грех. Воспользовавшись доступом к конфиденциальным данным, перевел на свой счет 25 тысяч долларов. Под пыткой он во всем сознался, после чего был задушен.

Впрочем, сам Хасан затем недолго топтал землю. В июле 1998‑го соратники, рвавшиеся к власти, утопили его в Лемболовском озере. Автоматной очередью был отправлен в мир иной и его «правая рука» Свиридов. Последнее убийство было раскрыто, за него был осужден сотрудник питерского СОБРа. Сегодня, правда, выяснилось, что к обоим смертям приложил руку другой собровец, Сергей Максимов. Но его уже не привлечь — 26 января 2000 года он пал от руки своих же братков в общежитии на Сиреневом бульваре (об этом мы как раз в вышеупомянутой публикации и рассказывали).

Почему большая часть этих убийств в свое время осталась не раскрыта, сегодня рассуждать бесполезно. Фамилия Каштело фигурировала во многих показаниях, но тогдашние борцы с преступностью почему‑то предпочли этого не заметить. Для того чтобы правда выплыла наружу, понадобился звонок из израильской тюрьмы, а потом кропотливая работа питерских следователей и оперативников. Причем есть все основания полагать, что и этот список злодеяний неполный. Не исключено, что в ближайшем будущем нас ожидают новые открытия.

Ранее мы сообщали о том, как женщина загородила проезд скорой помощи с больным ребенком, а также писали, что несовершеннолетняя петербурженка сбила слепого 7-летнего ребенка в Ленобласти. 

#УБИЙСТВА #НАКАЗАНИЕ #ИСТОРИЯ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7722) от 08.08.2024 под заголовком «Жизнь дешевле пули».


Комментарии