Такие разные выводы. Права туристов нередко остаются незащищенными

Смольнинский районный суд Петербурга прекратил недавно уголовное преследование бывшего директора туристической фирмы «Нева» (ЗАО «Фирма Нева») Максима Пирогова в связи с истечением срока давности по статье 165 УК РФ. И хотя за потерпевшими сохраняется право взыскивать причиненный им ущерб в рамках гражданского судопроизводства, делать это вряд ли кто‑то будет.

Такие разные выводы. Права туристов нередко остаются незащищенными | ФОТО Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash

ФОТО Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash

Напомним, «Нева» начала заниматься туристическим бизнесом еще в начале 1990‑х, а в 2010‑м уверенно входила в пятерку крупнейших туроператоров страны. Поэтому приостановка ее деятельности летом 2014‑го для многих долгие годы сотрудничавших с ней агентов и тысяч клиентов стало громом среди ясного неба. Поначалу даже не все в это поверили. Однако факт налицо: к моменту задержания главы компании она накопила кредиторскую задолженность на сумму более 795 млн рублей, в момент остановки деятельности в середине июля 2014 года за границей по ее путевкам находились около 6 тысяч человек, а еще примерно 19 тысяч туристов приобрели туры, но выехать за рубеж так и не смогли. А в начале 2015‑го «Неву» признали банкротом.

Следствие по этому делу велось долго. Что неудивительно — количество потерпевших превышало 5 тысяч человек. В результате до суда дело генерального директора турфирмы «Нева» Максима Пирогова дошло спустя семь лет с начала расследования — рассмотреть предстояло… 733 тома. К тому же по ходу дела поменялась статья, по которой он обвинялся: если изначально речь шла об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), затем действия Пирогова были переквалифицированы на причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреб­ления доверием (ст. 165 УК РФ). А по этой статье сроки давности привлечения к ответственности уже истекли…

Примерно такая же картина наблюдалась и по другим громким банкротствам петербургских турфирм. Так, в деле против генерального директора компании «Солвекс-турне» Тамары Халецкой (ей вменялось мошенничество на 157 млн рублей в отношении более чем 2,7 тысячи человек по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ) фигурировали 336 томов. Да и закончилось оно тем же: в мае 2021 года дело в отношении гендиректора было прекращено Куйбышевским районным судом в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Несмотря на то что в обоих этих случаях деятельность турфирм была застрахована на сотни миллионов рублей, клиенты обанкротившихся компаний назад не получили почти ничего. Ведь фирма «Восхождение», где были застрахованы средства «Невы», к примеру, насчитав ущерба на 483 млн руб­лей, тут же сама обанкротилась. И большей части пострадавших, по крохам копивших на вож­деленную поездку за рубеж на отдых, пришлось смириться с тем, что не будет ни отдыха, ни денег. Да, санкция по ч. 4 ст. 159 УК РФ предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы, однако в реальности крайняя мера наказания применяется редко. Во всяком случае о таких фактах история умалчивает. Если же речь идет о менее значимых величинах (а особо крупным признается ущерб в размере свыше миллиона рублей), зло­умышленники чаще всего отделываются условным сроком — обычно им дают 3 года условно с таким же испытательным сроком. И, как показывает практика, даже будучи под следствием или на «условке», туристические мошенники нередко продолжают обманывать клиентов: они знают, что Фемида к ним вполне лояльна.

Один из недавних случаев — дело в отношении генерального директора находящейся в Пушкине турфирмы «Бриллиант». Как выяснило следствие, с конца 2019 года по январь 2023‑го дама получала плату за туры от клиентов, но организовывать заказанный отдых не спешила, а средства оставляла себе. «Несколько лет потерпевшие пытались добиться справедливости, призывая турагента выполнить свои обязательства или вернуть им деньги, — сообщали по этому поводу представители правоохранительных органов. — Однако в ответ слышали лишь хамство и пустые обещания, после чего были вынуждены обратиться в полицию». В результате злоумышленницу задержали лишь в январе 2023 года. А в октябре ей вынесли приговор, вменив в общей сложности девять эпизодов мошенничества на сумму от 45 до 132 тысяч рублей.

Пушкинский районный суд Петербурга не стал отходить от уже сложившейся традиции. Хотя глава «Бриллианта» Евгения Родионова вину не признала, она была признана виновной в совершении преступлений по ч. 3 ст. 160 УК РФ («присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере»). И получила наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 3 года…

Впрочем, иногда мошенникам все же не везет даже в том случае, когда общий ущерб потерпевших не так велик, как в случае «Невы». В частности, в октябре 2023 года суд отправил в колонию генерального директора ООО «Пляжный гид» Татьяну Шустикову по делу о крупном мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Расплата за содеянное настигла ее через несколько лет после событий, которые случились еще в середине 2017 года. В общей сложности дама получила от 13 человек около миллиона руб­лей и, как водится, обязательств не выполнила. Суд назначил Шустиковой наказание в виде двух с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима…


#турфирма #обман #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7564) от 13.12.2023 под заголовком «Такие разные выводы».


Комментарии