Судьба законопроекта: как осужденным за сбыт наркотиков и коррупцию хотели разрешить обучать детей в школах
Много лет наблюдаю я за работой наших законодателей, последовательно отстаивающих идеи гуманизации. В числе прочих постоянно не дают им покоя мысли о милости к падшим. Иногда даже кажется, что преступившим закон перепадает от щедрот народных избранников гораздо больше, чем законопослушным гражданам. То снижается ответственность за экономические преступления, то вводятся очередные поблажки для бизнеса (позволяющие ему порой весьма вольно обращаться с законом), то проводится очередная амнистия. Перед теми, кого общество осмелилось (или по крайней мере должно было бы) наказать, мы как бы постоянно извиняемся: не тушуйтесь, мол, ребята, мы с вами! Не пропадете!
ФОТО нейросети
Ну что бы еще такое придумать, чтобы не так им было грустно жить как на зоне, так и по выходе с оной? О, придумали! 16 октября прошлого года был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы законопроект № 459924 – 8 «О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса РФ». Таковая, если кто не помнит, содержит перечень условий, препятствующих педагогической деятельности. Ну, например, ею не могут заниматься имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления — против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства и т. д. При этом осужденные за преступления небольшой и средней тяжести «могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Так вот, наши законодатели усмотрели в этом дискриминацию: почему так обидели тяжких и особо тяжких преступников?! Им ведь тоже хочется детей учить! Надо дать им такой шанс! Если судимость у такого человека погашена и в течение десяти лет он вел себя безупречно, занимаясь при этом активной общественной деятельностью, то почему бы и нет? Пусть пишет в комиссию по делам несовершеннолетних, и она этот вопрос рассмотрит.
Конечно, в школы пускать собираются не всех подряд бывших заключенных. Заявки от судимых за убийство, изнасилование и «преступления против семьи и несовершеннолетних» принимать не будут. Но в категорию тяжких и особо тяжких преступлений входят также похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда, преступления в финансовой сфере, взяточничество, причинение тяжкого вреда здоровью, производство и сбыт наркотиков и т. д.
ФОТО нейросети
Сразу после внесения в Госдуму документ вызвал массу негативных откликов — и со стороны общественности, и от коллег его авторов по парламенту.
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина заявила, что ей трудно объяснить мотивы появления этой инициативы, поскольку все, что касается взаимоотношений с детьми, должно подвергаться особенно тщательному анализу.
— Педагогика — сфера особенная. Считают, что, после того как для этих людей истек срок давности и они стали заниматься общественно полезной деятельностью, можно допустить их к детям? Срока давности в таком случае не существует. Практиковаться на детях, чтобы пытаться вернуться в социум, в общественную повестку? Найдите другой способ.
Выступил с критикой законопроекта и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он считает, что инициатива приведет к ошибкам, которые потом могут «больно ударить по нашим детям».
— Надеюсь, авторы законопроекта отзовут свою инициативу и не будут доводить ее до заседания Государственной думы. Иначе ее придется отклонить, — заявил он.
Авторы законопроекта отреагировали быстро, если не сказать — стремительно. Уже 17 октября, на следующий день после его регистрации, отозвал свою подпись под ним телеведущий Петр Толстой, 18‑го то же самое сделали фигуристка Ирина Роднина, хоккеисты Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов. Единственным автором документа осталась советский профсоюзный и партийный деятель Валентина Пивненко. Она инициативу так и не отозвала — законопроект по‑прежнему можно найти на сайте Госдумы в числе ожидающих предварительного рассмотрения.
Прямо скажем — шансов стать законом у него немного. Остается только гадать — что же это все‑таки было? Пиар-акция со стороны уважаемых депутатов? Но ведь если она и принесла им какие‑то политические дивиденды, то только отрицательные. И этого можно было избежать, предварительно обсудив идею хотя бы со специалистами-педагогами. Коими ни один из авторов законопроекта, кстати, не является. Однако эта довольно неуклюжая попытка «набрать очки» у избирателей на модной теме гуманизации слегка приоткрывает завесу над тайнами нашего законотворческого процесса. Право, в данном случае выглядит он довольно легкомысленно. И несолидно. Впрочем, я допускаю, что могу чего‑то и недопонимать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7581) от 15.01.2024 под заголовком «Педагоги с тюремным стажем».
Комментарии