Страх потеряли. В Москве школьник избил учителя

Недавняя новость на фоне всех остальных реалий сегодняшнего дня никого не поразила, промелькнув где‑то на периферии информационного потока. Московский девятиклассник избил учителя химии за замечание на перемене в свой адрес. Школьник сломал преподавателю нос и кисть, а также нанес множественные ушибы. Пострадавшему потребовалась помощь медиков, однако нужды в госпитализации не было. Как сообщили СМИ, администрация школы провела беседу с нападавшим и его родителями. В столичном департаменте образования и науки заявили, что делают все возможное для урегулирования инцидента.

Страх потеряли. В Москве школьник избил учителя | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

С большой долей вероятности могу предположить, что будет дальше. Судя по характеру телесных повреждений, случившееся, скорее всего, будет квалифицировано по ст. 115 либо 116 УК РФ — соответственно, «умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «побои». Та и другая относятся к так называемым статьям частного обвинения, уголовные дела по которым возбуждаются только по заявлению потерпевшего. А указанный потерпевший, могу ручаться, такого заявления не подаст.

Его пригласят в кабинет директора вместе с виновником инцидента и его родителями. Директор произнесет пламенную речь о престиже вверенного ему учебного заведения, в котором подобных происшествий никогда не было и быть не может. И потому никто не имеет права бросать тень на эти священные стены. Мальчик, конечно, не прав, он погорячился, у него стресс — конец года, контрольные, впереди экзамены и т. д. Он, разумеется, перед пострадавшим педагогом должен извиниться и пообещать, что ничего подобного больше не повторится. А тот, конечно, должен его понять и простить. Не портить ребенку судьбу.

И все все правильно поймут. Участники конфликта пожмут друг другу руки, и инцидент таким образом будет исчерпан. И на следующий день избитый учитель снова войдет в этот класс. И, стыдливо опустив глаза, будет вещать про молекулы и атомы под насмешливыми взглядами учеников, прекрасно понимающих, кто на самом деле в этой схватке победил. Они получили прекрасный урок жизни. Им показали пример «правильного» поведения по отношению к тем, кто встает поперек их жизненного пути. Ну или просто раздражает. Никаких авторитетов нет. Аргумент — кулак. Просто бей сильнее, иди по головам и будешь победителем. А победителей не судят.

Нет, видно, я уже очень стар. Я безнадежно застрял в том времени, когда слово «учитель» было священным. Тогда вообще много было священных слов, большинство из которых потом сбросили с пьедестала и торжественно растоптали. Образование попало под общий замес — труд учителя назвали «образовательной услугой». От этой позорной формулировки в законе мы избавились совсем недавно. Но как в том старом анекдоте: «ложечки нашлись, а осадок остался». Теперь, наверное, нужны поколения, чтобы вернуть на прежнее место культ учителя. Да и возможно ли его вернуть?

Говорю об этом с болью, ибо вырос в семье преподавателей ПТУ. Учащихся его, приезжавших туда со всего Советского Союза, я помню хорошо. Малограмотные, плохо одетые, невоспитанные, с нестрижеными грязными ногтями. Пили, курили, ломали мебель в общежитии. Но вся эта вольница замирала перед авторитетом педагога. Отец мой, слава богу, ушел на пенсию еще в советские времена — у него были другие интересы. А мама успела еще много лет потрудиться в постсоветской России. И ушла в одночасье — когда ученик на уроке послал ее по матери.

В той, прошлой, жизни он не ­проучился бы более ни секунды — вылетел бы как пробка. А теперь директор развел руками: дескать, наказать его никак не могу, разбирайтесь сами. Она была сильным, волевым человеком. Пятьдесят лет педагогического стажа на одном месте. Сотни выпущенных в жизнь учеников. Повидала всякое. Но такого унижения стерпеть не смогла — уволилась в тот же день.

«Страх потеряли!» — любит повторять одна моя знакомая, руководитель крупного образовательного учреждения. В годы демократической эйфории мы бы такие слова восприняли с негодованием: какой такой страх?! Мы свободные люди! А теперь вот я стал задумываться: а почему, собственно, страх — это так плохо? Ведь Уголовный кодекс — это не только про наказание за совершенное, но и (что еще важнее!) про предупреждение о несовершенном. Уверен, страх оказаться за решеткой (а потом еще много лет нести на себе клеймо судимости) остудил не одну горячую голову.

Разумеется, есть люди «без башни», для которых УК не писан. Но любой более-менее вменяемый человек десять раз подумает, прежде чем, к примеру, поднять руку на представителя власти или стража закона. Их безопасность в УК оговорена особо. А про учителей ничего там не написано. И зря. Ибо поднявший руку на учителя плюет в будущее — в своих детей и внуков.


#избиение #школьник #учитель #происшествие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7336) от 17.01.2023 под заголовком «Страх потеряли».


Комментарии